Председатель Российской общественной организации «Экологическое сообщество» (РОО «ЭКОС») Сергей Санне ответил на вопросы главного редактора газеты «Общество и Экология» Сергея Лисовского

Сергей Лисовский: — Вопрос у меня к Вам, наверное сегодня один из главных для всей страны, о проблемах сбора, вывоза и переработки отходов в Санкт-Петербург и Ленинградской области. В недавнем прошлом, до 2017 года Вы были директором компании «ПРОФСПЕЦТРАНС», работающей в этой сфере, а сегодня являетесь председателем российской общественной организации «Экологическое сообщество». Сергей Эдуардович, начнём от общего к частному, с вопроса о вашей организации.

Сергей Санне: — Наша организация создана два года назад, она объединяет крупнейших операторов рынка по транспортированию, переработке, обезвреживанию, обработке и захоронению отходов, в которые входят крупнейшие компании: «ПРОФСПЕЦТРАНС», ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области», «Мехуборка», «Петрохим — технологии», РАСЭМ, «Эко ПЛАНТ», «Релайтер» и другие компании, которые составляют основу такой важной отрасли как коммунальная услуга по вывозу, переработке и обезвреживанию отходов. Я имею хороший опыт работы в этой сфере, поэтому 14 февраля 2019 года меня избрали новым Председателем нашей организации и наше сообщество ставит передо мной задачи осуществлять контакт, тесное взаимодействие с исполнительной и законодательной властями города и области, с новообразованным федеральным оператором по обращению ТКО, с федеральными коллегами из других регионов по продвижению в наших регионах мусорной реформы, которая сейчас проходит в России. Вы знаете, что в настоящее время она отложена и в городе и в области, но главная наша задача, чтобы она успешно состоялась в этом году, поэтому мы прилагаем к этому всевозможные усилия.

— Расскажите о том, нужна ли в принципе в России такая мусорная реформа, ведь у нас, более менее, эта система работала в больших и малых городах в Советском Союзе и в Ленинграде в частности. Почему возникла необходимость мусорной реформы? Почему её отложили в 3-х городах, в других регионах приостановили? Очень важно услышать и понять мнение специалиста.

— Моё мнение как специалиста состоит в том, что, несмотря на заверения представителей исполнительной власти города и области по её готовности, о которой они заявляли в конце прошлого года — считаю, что недостаточно готовы оказались наши субъекты Российской Федерации. В первую очередь из-за отсутствия реального генерального соглашения между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью по размещению отходов, образуемых в городе Санкт-Петербурге на объектах размещения, утилизации, обезвреживания, которые преимущественно находятся естественно в Ленинградской области. Такое соглашение было подписано формально, но до существенных условий с определением направления потоков отходов, конкретных  объёмов, видов утилизации отходов дело не дошло. А такое соглашение необходимо! И меня особенно тревожит то, что в других регионах, Москве и Московской области, например, знаю, такое соглашение уже сделано. Я считаю, что мы должны здесь работать подобно практике коллег из других регионов, в первую очередь Москвы и Московской области.

Знаю, что с апреля этого года в Ленинградской области ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами», которая в прошлом году стала областным региональным оператором в результате проведения конкурсного отбора, планирует запустить региональное операторство уже с апреля 2019 г., несмотря на то, что изначально в конце прошлого года планировалось что до 01.11.2019 г. Ленинградская область будет готовиться к запуску операторства, но в силу общей волны осуществления этой реформы по всей России те регионы, которые отказались от её начала в 2019 году были подвергнуты обструкции первых лиц государства. Видимо исполнительная власть Ленинградской области решила больше не откладывать, но где «смычка» этих планов «деревни» с «городом»?  Когда будет официальная информация об этом?

Мне на самом деле хотелось бы понять, насколько город будет готов в апреле к тому, что управляющие компании будут обеспечивать размещение коммунальных отходов на территории Ленинградской области. В городе, к сожалению, территориальная схема не доработана в отличие от Ленинградской области, только 12.03.2019 г. было объявлено о запуске её корректировки «с чистого листа», изменившееся законодательство не позволяет сделать её быстро с учётом сбора информации, прохождения общественных слушаний сделать, и в таких условиях для нас — операторов рынка отходов стало неожиданным, что в отличие от области мы не видим ясности в политике исполнительной власти города в этом вопросе и объединения усилий с нами, несмотря на заявления на открытых встречах с операторами в Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга в конце прошлого года.

В предварительной программе форума «Экология большого города» запланировано выступление ответственных лиц города и области по этому вопросу. Какая-то ясность будет внесена, но время, отведённое тем регионам, которые отсрочили введение регионального оператора в 2019 году быстро закончится, поэтому я вижу очень важным осуществление общественного контроля через ваше издание, нашу организацию и, конечно, законодательную власть города и области, за тем, как исполнительная власть реализует предоставленную ей отсрочку.

— Мусорная тема стратегически важна для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это касается и экологической безопасности в целом и здоровья населения, но если говорить о реализуемых инициативах за двадцать лет в городе и области, то можно привести пример ответственного бизнеса, в частности Автопарк № 1 «Спецтранс», который реализовал проект экологического полигона «Новый свет ЭКО», где есть зелёный тариф и многое там делается. Я хотел задать острый вопрос об отношении бизнеса, чиновников и общественности, так как единства и общего взгляда на мусорную реформу среди этих разных социальных групп нет. Как найти общую стратегию, как сделать так, чтобы всем было в этом плане интересно?

— Я думаю, что на самом деле при проведении мусорной реформы нужно объединить интересы и рассматривать проведение мусорной реформы как реализацию бизнес — проекта. Успешным проведение реформы будет, если составить финансовую модель в рамках реформы как бизнес-проекта с вовлечением всех заинтересованных лиц, потому что мусор может и должен быть товаром. При таком подходе мы осуществим важные задачи: в первую очередь снизим негативное влияние на окружающую среду, разовьём экономические стимулы для бизнеса в этой важной отрасли, обеспечим новые рабочие места, популяризируем раздельный сбор среди нашего населения. Работа ведётся, но нет ясности в виде чётко сформулированного бизнес-плана на основании уже указанного соглашения между городом и областью, когда определены образуемые объёмы, куда и когда они едут, установлен контроль за этим процессом, отработаны шаблоны соглашений между исполнительной властью города и области с территориальными операторами, где прописаны все существенные условия этой важной темы и в первую очередь установлен тариф, который выгоден не только региональным операторам, но и другим игрокам рынка, в частности полигонам по размещению отходов, которые должны серьёзно материально подготовиться к новым правилам работы и реализации соглашений с регоператором. Тогда операторы, при объединении усилий всех заинтересованных лиц и своевременного раскрытия информации ответственными лицами, будут понимать заранее, какие инвестиции и на каких условиях необходимы в эту отрасль и станут важными партнёрами власти в проведении реформы. Тогда мы можем говорить о том, чтобы сделать отрасль инвестиционно привлекательной и говорить о создании отрасли «замкнутого цикла». Это важно потому, что есть инвесторы, которые готовы вкладывать значительные средства в эту отрасль, поднять её на новую высоту, начиная от повсеместного внедрения раздельного сбора и установки линий сортировки отходов, поскольку переработчики отходов заинтересованы в чистом мусоре для своих цехов, так как отходы, прошедшие полигонный цикл, теряют в цене. Мы видим, как активно расставляются контейнеры для сбора вторичного сырья на многих контейнерных площадках и в бизнес и торговых центрах. Люди постепенно привыкают к тому, чтобы складывать в эти контейнеры пластиковые бутылки, старую одежду, макулатуру. Исполнительной власти вместе с управляющими компаниями давно пора экономически стимулировать интерес жителей к раздельному сбору. Санкт-Петербург  — европейский город и многие видят, что в Европе это давно практикуется. Я вижу возможность обеспечивать это только через реальное снижение стоимости коммунальной услуги на вывоз отходов, что к сожалению не позволяет реализовать нынешняя тарифная политика. Недавно я участвовал в телепередаче «78» канала «Открытая студия» и по вопросам присутствующей там известного общественного деятеля Марины Шишкиной я понял, что даже у неё нет чёткого понимания того, как изменяется ценообразование и порядок уплаты жителями стоимости вывоза коммунальных отходов с момента введения регионального операторства.  Не объясняется в нужном объёме, что услуга по вывозу отходов становится реальной коммунальной услугой, которая должна прописываться в квитанциях по многоквартирным домам отдельной строкой. Люди будут видеть, сколько они платят, исходя не из квадратных метров, как в области, их жилья, либо с одного члены семьи в рублях на человека. Соответственно, это не новый налог, а выделение этой услуги из определения услуги по содержанию общего имущества дома, и это должно быть чётко разъяснено всеми, и в первую очередь управляющими компаниями, своим жителям. Я считаю, что если вывоз отходов становится отдельной услугой определенной стоимости за вывоз, то соответственно должна снизиться стоимость услуги по содержанию общего имущества дома. Тогда людям будет понятно. А сейчас это вызывает резкий негатив, на это наслаиваются репортажи со всей России о том, что очень сильно скачет стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов по стране.

— Если поднять тему до концептуального понимания, нашего региона, в целом инициатива по строительству заводов по переработке очень хорошая, но мы видим что за 20 лет ничего крупного для всего региона не построено. Можете ли вы смоделировать ситуацию на мусорном рынке в плане реального строительство мусороперерабатывающего предприятия? Долгие годы об этом идет речь. Предлагали японские проекты, греческие, австрийские заводы, но все это перерастало из проектов в отложенные планы. Не получится ли так, что региональные операторы будут собирать деньги с населения, а в результате не построят ничего.

— Такое опасение у участников нашего сообщества имеется. Уже есть негативные примеры по другим регионам России, где региональными операторами становятся организации вообще не имеющие никаких активов, никакого опыта, персонала и прочего для организации такого важного дела, а соответственно и планов по инвестированию получаемых средств в реальные проекты. Повторюсь, что для того, чтобы реформа состоялась в наших регионах, нужна сплоченная работа всех заинтересованных лиц: бизнес — объединений, чиновников, СМИ и, естественно, операторов нашего рынка — потенциальных инвесторов, поскольку действительно не понимая, не имея никакой поддержки от исполнительной власти, очень редкие лица нашего бизнеса по настоящему вкладываются, тратятся в том числе на обеспечение санитарных требований, соблюдение лицензионных условий Росприроднадзора в организации своих новых предприятий. Я могу привести всего лишь несколько примеров из членов нашего сообщества: названный Вами «Новый свет — ЭКО», который уже начал производить вторичное топливо из отходов, так называемый РДФ, компания “ВирХабен” —  предприятие, которое производит флэкс — исходное сырье для стретч пленки, получаемой из бывшей в употреблении пэт — бутылки, компания «Промышленная экология», которая сделала цех по переработке отработанных масел, жидких бытовых и промышленных отходов. Круг, на самом, деле очень узок, однако я знаю, что интересантов, которые понимают, что это нужное и выгодное дело, достаточно много, включая представителей очень крупного бизнеса, но должна быть бизнес-модель, где каждый из названных мною заинтересованных лиц примет на себя реальную ответственность в реализации своих обязанностей. Введение территориальных схем, региональных операторов в России может быть залогом внедрения таких проектов, но когда нет согласия среди круга заинтересованных лиц,  нет обмена мнениями и опытом, технологиями и взаимными интересами, очень сложно говорит об успешности реформы, даже в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в регионах, которые очень остро нуждаются в реализации мусорной реформы.

— Значит, мы приходим к той мысли, что необходим диалог между бизнесом, властью, общественниками, средствами массовой информации, то есть синтезу знаний, умений, воль. Общая политическая воля должна прийти к определённому результату. Хотелось бы и в дальнейшем получать информацию о продвижении мусорной реформы от вашего Экологического сообщества.

— Да, нам действительно хотелось бы делиться информацией, которая, образуется в ходе дискуссии на основе регулярных собраний нашего сообщества.

— Будем рады новой встрече. Спасибо!

Беседовал главный редактор газеты «Общество и Экология»

Сергей Лисовский