Брошюра главного редактора газеты «Общество и Экология» Сергея Лисовского под названием «Слово о русском писателе В.М.Гаршине» вышла в свет в 1994 году в Санкт-Петербурге тиражом 1.000 экземпляров. 

Содержание Брошюры:

1.Статья «Между двух огней».
2. Статья «Памятник Всеволоду Гаршину».
3. Из двух писем внучатого племянника писателя А.В.Гаршина.
4. Из письма гаршиниста, донбасского краеведа В.П.Замкового.
5. Письмо писателю-гаршинисту  В.И.Порудоминскому.
6. Ответ В.И.Порудоминского на мое письмо.
7. Письмо от старобельца В.И.Леоничева.
8. «Открытое письмо в редакцию телепередачи «День Седьмой или Воскресный лабиринт».
9. «Ответ редактора программы «День Седьмой…» Владимира Глущенко на мое «Открытое письмо».

10. Послесловие.

Вступление к Первой части

         Брошюра под названием «Слово о русском писателе В.М.Гаршине» представляет собой этап моей исследовательской и организационно-воплотительской деятельности относительно творческого наследия Всеволода Михайловича Гаршина, отраженный в моих немногочисленных статьях и переписке с гаршинистами и родственниками писателя. После достигнутого результата, которым является выход на Санкт-Петербургском телевидении (а это примерно 80 млн зрителей) 7 ноября 1993 г. передачи о В.М.Гаршине «Не умел молчать», полностью инициированной мной, хочется подвести некоторые итоги. Поэтому «Слово…» вызвано к жизни именно этой психологической мотивировкой, тем более, что скоро, а, именно, 14 февраля 1995 г. исполнится 140 лет со Дня рождения писателя, и в это же время должна пройти Международная гаршинская конференция. Итак — от нуля, в определенной последовательности — к результату…

Между двух огней
Памяти русского писателя В.М.Гаршина (1855-1888 гг.).

       Писатель и гражданин Всеволод Михайлович Гаршин. Его творчество принимали и левые и правые, находя в нем каждый свои созвучия. Кем же он был по сути и по духу? Где лежат корни его мировоззрения? Заглянем в его биографию и творчество — может быть там найдем истоки!

       Из метрики: «По указу Его императорского величества, Екатеринославская духовная консистория сим удостоверяет: 1855 г. рожден 2 и крещен 9 числа февраля Всеволод, родители его деревни Приятная Долина… штабротмистр Михаил Георгиев сын Гаршин и законная жена его Екатерина Стефановна дочь Акимова, оба православные».

       Из автобиографии В.М.Гаршина: «Я родился третьим (в имении бабушки, в Бахмутском уезде), 2 февраля 1855 г. за две недели до смерти Николая Первого. Род Гаршиных — старый дворянский род. По семейному преданию, наш родоначальник мурза Горша или Гарша вышел из Золотой Орды при Иване III и крестился; ему и его потомкам были даны земли в нынешней Воронежской губернии».

       Всеволод Михайлович Гаршин был по сути цельной личностью, образом и подобием Творца, однако были и такие внешние темные силы, которые пытались раздергать, растащить, разорвать на части его гармоническую натуру. Эти силы постоянно увеличивали свой напор, материализуясь, с одной стороны, в народовольческий, а с другой — в правительственный терроры. Находясь между двух огней, Гаршин противостоял и тем, и другим силою нравственного слова.

       Из рассказа «Красный цветок»: «Он сорвал этот цветок, потому что видел в таком поступке подвиг, который он был обязан сделать… В этот яркий красный цветок собралось все зло мира. Он впитал в себя всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид. Нужно было сорвать его и убить. Но этого мало, — нужно было не дать ему при издыхании излить все свое зло в мир. Потому-то он и спрятал его у себя на груди. Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу. Его зло перейдет в его грудь, его душу, и там будет побеждено или победит — тогда сам он погибнет, умрет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира».

       С 1876 по 1878 г. между Россией и Турцией идет открытая вооруженная борьба за Сербию. В 1877 г. Россия официально объявляет Турции войну. Как же на эти события отреагировал будущий писатель, который к тому времени учился на 2 курсе петербургского Горного института?

       Из письма Гаршина матери: «Мамочка, я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня«. И мать его благословила…

       В войне за освобождение балканских славян от турецкого ига Гаршин проявил личное мужество и отвагу. В бою под селом Аяслар он был ранен в ногу и отправлен в харьковский госпиталь на лечение. Здесь он пишет свои первые знаменитые рассказы.

       Наступает 1880 год — время новых испытаний для России. До убийства императора Александра II еще год. В связи с небывалой дерзостью революционеров, пытавшихся взорвать царя в Зимнем дворце, была образована Верховная Распорядительная Комиссия по охране государственного порядка. Ее главой назначен граф М.Т.Лорис-Меликов. 19 февраля 1880 г. в Лорис-Меликова стреляет Ипполит Млодецкий, но промахивается. Его сразу схватила стража, и на 21 февраля Млодецкому назначена смертная казнь.

       Из письма Гаршина Лорис-Меликову: «Ваше сиятельство, простите преступника! В Вашей власти не убить его, не убить человеческую жизнь (о, как мало ценится она человечеством всех партий!) — и в то же время казнить идею, наделавшую уже столько горя, пролившую столько крови и слез виновных и невиновных. Кто знает, быть может, в недалеком будущем она прольет их еще больше. Пишу Вам это, не грозя Вам: чем я могу грозить Вам? Но любя Вас, как честного человека и единственного могущего и мощного слугу правды в России, правды, думаю, вечной. Вы — сила, Ваше сиятельство, сила, которая не должна вступать в союз с насилием, не должна действовать одним оружием с убийцами и взрывателями невинной молодежи. Помните растерзанные трупы 5 февраля, помните их! Но помните также, что не виселицами и не каторгами, не кинжалами, револьверами и динамитом изменяются идеи, ложные и истинные, но примерами нравственного самоотречения…».
      

       Лорис-Меликов, пообещав Гаршину пересмотреть дело Млодецкого, не отменил все же его казни… и она состоялась. Так террор народовольцев породил ответный террор царского правительства, а последний еще больше подогрел страсти революционеров, что в конечном итоге привело к трагедии на Екатерининском канале: 1 марта 1881 года государь-император Александр II был зверски взорван революционерами.

       Всеволод Михайлович Гаршин в это время находился на лечении: остро ощущая правду, четко различая добро и зло, он был более не в состоянии противостоять усиливавшемуся злу и заболел психическим недугом, симптомы которого, правда, давали о себе знать и в юности. Материализуясь через конкретных людей в реальное зло, «князь мира сего» пытался влиять и на жизнь Гаршина, стремясь проникнуть через перо талантливого писателя в его творчество. Но Гаршин в сердце своем поборол злого духа, не дав трансформироваться ему в многотиражное печатное слово. И вот эта-то борьба и стоила ему многих душевных надрывов и, в конце концов, — жизни.

       Он скончался в 1888 году и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. И то, что сказал когда-то А.П.Чехов, следует повторить и сегодня: «Таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом публично расписываться в симпатии к ним».

Сергей Лисовский.

(Статья опубликована в петербургских газетах «Пульс» и «Санкт-Петербургский Университет» в 1993 году).

Памятник Всеволоду Гаршину

       На Украине открыт памятник замечательному русскому писателю, национальному герою Болгарии В.М.Гаршину. Автор знаменитого «Красного цветка» любил наш город, называл его своей духовной родиной и учился в Горном институте, так что событие имеет прямое отношение к нам, петербуржцам.

       14 февраля памятник украсил село Переездное (бывшая Приятная Долина), Артемовского района Донецкой области. Это живописное местечко — родина писателя.

       …Утро было хмуренькое, чуть заснеженное. Невдалеке пробегал грохочущий железнодорожный состав. Во дворе школы гостей радушно встречают «гаршинцы» — земляки писателя — в ярких украинских костюмах. На торжество съехались многие поклонники таланта прекрасного художника слова. Из Москвы приехал внук революционера П.В.Завадского (гражданского мужа матери В.М.Гаршина) Ю.М.Здорик. Добрыми словами встретили собравшиеся организатора музея писателя при переездненской школе краеведа В.П.Замкового.

       …Спадает покрывало — и взорам всех открывается бронзовый бюст одного из самых беспокойных и совестливых русских писателей. Непременные речи, цветы…
Многие произведения Гаршина и ныне не просто историко-литературный факт. Вспомним, например, гаршинскую сказку «То, чего не было». С философско-символическим подтекстом, с глубоким смыслом. Помните? Собралась под вишнею в жаркий день рассуждающая о смысле жизни компания: навозный жук, муравей, гусеница и прочие. Болтают, доказывают друг другу каждый свою правду. Но вот проснулся кучер Антон и …раздавил «философов». Вот и смекайте. Здесь к месту вспомнить первые известные рассказы писателя: «Четыре дня», «Трус», поразившие современников В.М.Гаршина своей откровенной, неприятной для многих правдой о войне, и, конечно, шедевры: «Красный цветок», «Аталеа принцепс».

       Жизнь и литературная судьба Гаршина — это напоминание всем нам о гражданском и человеческом долге художника, обязанного быть вместе со своим народом. Скромный памятник писателю, остро пережившему сломы эпохи 80-х годов, — символический знак и нашей эпохи, ищущей пути Добра и Правды. После открытия памятника один из устроителей гаршинского торжества В.Т.Терещенко провел литературные чтения, которые оживлялись небольшим театрализованным представлением. В тот же памятный день было объявлено о создании клуба В.М.Гаршина. Просим всех, кому дорого имя писателя и кто располагает какими-либо материалами о его жизни и творчестве, присылать их в школу села Переездное. Сегодня, когда повсюду в нашей стране идет возрождение духовной культуры, новой силой должно наполниться имя и слово чудесного мастера.

Сергей Лисовский.  (Статья опубликована в газете «Санкт-Петербургский Университет», весна, 1991 г.).

Из двух писем Гаршина Алексея Владимировича, внучатого племянника писателя

(28.08.91)
«Уважаемый Сергей Анатольевич!

       Хотя я надеюсь скоро встретиться с Вами, но отвечаю на Ваше письмо письменно: поговорить нам еще будет о чем. Ваши планы насчет фильма интересны. Нравственные позиции Всеволода Михайловича во многом перекликаются с современными веяниями. Вам нужен, прежде всего, хорошо продуманный сценарий, чтобы не оказаться на поводу у доступного материала. Для этого нужно связаться с кем-либо из писателей или литературоведов. (Советовались ли Вы с тем же К.А.Барштом?). Я лично составлять сценарий не берусь, а в отношении материалов помогу, чем смогу.
С материалами будет не слишком просто. Всеволод Михайлович прожил, можно сказать, кочевую жизнь, у него не было прочного «гнезда». Оставшиеся от него вещи сосредоточены в Пушкинском Доме. (Что касается моей семьи, замечу, что в момент гибели Вс.М. моим родителям было по полтора года). В Петербурге насчитывается около 20 адресов Вс.М.: здания даже внешне сохранились далеко не все. Адреса Паршиных в Старобельске до сих пор найти не удалось. Помнится, в 1985 году была неплохая, на мой взгляд, передача по телевидению, в которой родные и друзья Вс.М. (в исполнении артистов) делились воспоминаниями о нем. В общем, кроме игровых сцен Вам придется, вероятно, рассчитывать на документы. Что касается литературы, то советовал бы Вам для начала более раннюю книгу В.П. Порудоминского «Гаршин» в сер. «Жизнь замечательных людей». В 1934 году было начато издание полного собрания сочинений, но вышел только 3-й том — Письма. Рекомендовал бы Вам также два сборника «Памяти В.М.Гаршина», вышедшие сразу после его смерти, а по отдельным вопросам — сборники «Звенья» вып.5 и 9 и «Литературное наследство» вып.87, а там будет видно…

Всего хорошего. Ваш А.В.Гаршин».

* * *
 (25.10.91)
«Уважаемый Сергей Анатольевич!

       Благодарю за газету со статьей. Не могу не воздать должное энергии, с которой Вы взялись за дело. Я писал о Вас Порудоминскому. Он ответил: «Даст Бог — сделает приличный фильм, сейчас много способных молодых ребят». Попробуйте ему написать».

Из письма Донбасского краеведа ЗАМКОВОГО Валентина Поликарповича – создателя музея В.М.Гаршину на его родине в селе Переездное

         «Дорогой Серёжа!

…Это ответ на три твоих письма и похвала за твои выступления в университетской газете. Рад твоей активности, но многие твои проекты потребуют много времени и доработок именно в Артемовске.
…Мы готовимся к 14/П (День рождения В.М.Гаршина — С.Л.) в Переездном, хотим выпустить медаль и значки и провести очередные гаршинские чтения. …Пока тебе следует посетить Пушкинский Дом, в котором имеется много гаршинских материалов, Литераторские мостки на Волковом кладбище.

…Думаю, что тебе следует найти ленты о Гаршине, снятые в СПб и Москве, но истинным шедевром был часовой фильм, снятый Донецкой телестудией, но, увы, уничтоженный.

       …Создание фильма, тем более любительского, весьма трудоемкое дело, тем более что у тебя нет ни денег, ни аппаратуры да и на дурочку, ни один артист не захочет сниматься, Я свой музей создавал 12 лет, не меньше понадобится и тебе, чтобы вжиться в Гаршина и сделать о нем правдивый документ…

Пиши. В.ЗАМКОВОЙ, 1 ноября 1991 г».

Моё письмо писателю В.И. Порудоминскому

         «Здравствуйте, уважаемый Владимир Ильич!

       Пишет Вам студент третьего курса СПб Института культуры Лисовский Сергей. Как только я получил письмо от Алексея Владимировича Гаршина, в котором он сообщает Ваш адрес, — решил написать. Тема моего письма к Вам касается судьбы русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина, о котором я хочу снять документальный фильм. Ваши книги о В.М.Гаршине («Гаршин» в серии ЖЗЛ и «Грустный солдат или жизнь Всеволода Гаршина») я прочел. Читал литературу и других авторов о писателе. Говорят, есть еще масса неопубликованных вещей Гаршина В.М. и, в частности, его пьеса. Но я хочу просить Вас не о пьесе, а об оказании мне помощи в формировании сценария, а затем и в создании фильма. Я знаю, что на данное время существует два фильма о В.М. Гаршине — это московский и ленинградский. Был и третий — донецкий, но его по каким-то причинам стерли.
Я хочу собрать наибольшее количество интересных документов и фактов о жизни писателя и составить наиболее интересный сценарий и снять наиболее полновесный документальный фильм.
Был я в феврале на Донбассе в селе Переездное на открытии памятника В.М.Гаршину. Написал репортаж об этом событии и опубликовал в газете «Ленинградский университет». Встречался со многими гаршинистами и родственниками писателя. Много есть загадок в судьбе Всеволода Михайловича, я уж не говорю о мистичности рода Гаршиных. Раньше все казалось проще, но в моменты открытий новых фактов загадок становится все больше и больше.
       Заинтересовался я Гаршиным не зря и не ради развлечения. Во-первых, он мой земляк, а я патриот своей Земли и в самом узком и в самом широком понимании этого слова, а во-вторых, я рассматриваю личность Гаршина как сложнейшую духовную материю на которую влияли и темные и светлые силы. Душа писателя металась и рвалась между этими силами. Темные силы его губили, светлые спасали. На какой-то стадии произошел перевес темных сил — и он совершил самоубийство. Нет, не личность писателя победили эти силы, они с силою совершили над ним убийство.
Ваша первая книга о Гаршине из серии ЖЗЛ мне менее понравилась, нежели «Грустный солдат…» Вторая книга — Поэма о человеке, о художнике, но не о революционере. Первая — очень уж революционна. Хотя книги дополняют друг друга: читая «Грустного солдата» нужно уже знать факты о жизни писателя, чтобы наслаждаться стилем Вашего изложения. «Гаршин» (ЖЗЛ) — как раз и есть более фактический материал.

       Очень прошу Вас помочь мне выпустить фильм либо к 140-летию со Дня рождения писателя (т.е., к февралю 1995 г.), либо чуть раньше, по мере налаживания съемки. Кое-какие задумки к фильму есть. Примерно так фильм из двух частей. В первой части через картины «Боярыня Морозова» Сурикова, «Иван Грозный» Репина, «Кочегар», «Сумерки» Ярошенко, «Христос в пустыне» Крамского, «Льдины на Неве» Айвазовского, «Апофеоз войны» Верещагина и др. нужно подойти к судьбе В.М.Гаришна. Во второй части — современная жизнь и память о писателе: интервью с родственниками, гаршинистами, места жизни и музеи Гаршина. Актеры, читающие прозу и стихи. Но все может быть и по-другому. Подскажите в каком направлении мне работать. На какие письма В.М.Гаршина ориентироваться, чтобы открылась его сложная натура? Видели ли Вы те два документальных фильма о писателе и где их можно найти? Простите мне мою простоту, возможно так не делает никто — с первого письма уже что-то просить, но Вы сами знаете, какое сейчас время. Нужно торопиться жить.
На этом заканчиваю. Жду ответа.

С уважением Сергей ЛИСОВСКИЙ, 31.10.1991 г».

Ответ В.И.Порудоминского на моё письмо

         «Уважаемый Сергей (простите, что обращаюсь к Вам не по отчеству, но Вы в Вашем письме его не сообщили)!

       Спешу ответить на Ваше послание. Позвольте мне отвечать в том порядке, как Вы пишите, т.е. последовательно отвечать на высказанные Вами соображения и Ваши вопросы, — это и для меня проще, и более по-деловому, чем бродить вокруг да около, пустившись в общие разговоры. Прежде всего, не могу не порадоваться возможному появлению документального фильма о Всеволоде Михайловиче Гаршине. Все, что появляется хорошего об этом дорогом мне человеке, — для меня радость. Прежних документальных фильмов о нем, о которых Вы пишите, именуя их «московским», «ленинградским» и «донецким», я не видел, а посему ничего сказать о них не могу. Вы просите «об оказании помощи в формировании сценария и затем — консультаций в процессе создания документального фильма». Что касается консультаций и просто советов, то Вы, без сомнения, можете совершенно на них рассчитывать. Что же до помощи в «формировании», или попросту — в написании сценария, то тут, я полагаю, Вы все должны взять на себя (разве что режиссер может принять в этом участие — или Вы намереваетесь сами же и поставить фильм?) . По моему убеждению, при создании биографического произведения любого вида и жанра (книга ли, кино ли) автор и герой оказываются один на один в огромном, непостижимом взаимопроникновении и взаимовлиянии. Есть такой парадокс нашего биографического жанра, что герой — это автор. Парадокс, конечно, но в нем немало объективно справедливого. Уже с первой же ступеньки, с подбора материала могуче дает себя знать индивидуальность автора. Говоря коротко: если перед нами будут три письма Гаршина, а для сценария или книги (условно, конечно) требуется только одно, то не исключено, что Вы выберете «свое» письмо, Алексей Владимирович, к примеру, другое, а я — третье. Другое дело, когда у Вас определится концепция фильма и будет соответственно собран материал, я могу что-то Вам посоветовать, что-то уточнить, даже, хотя и не хотелось бы, если Ваша концепция будет решительно расходиться с моей собственной. В этой связи мне, к примеру, уже сразу непонятно то, что Вы пишите о «темных» и «светлых» силах, воздействовавших на Гаршина. Не потому, что я «отпетый материалист» и вообще ни в какие «этакие» силы не верю, — как раз наоборот! Именно поэтому для меня крайне важно, пишите ли Вы о том, что делалось в душе Всеволода Михайловича или о каких-то внешних силах; если о внешних, то о каких; если о тех, что были в душе его, то с какой точки зрения Вы об этом пишете религиозной или какой иной. Я вовсе не чужд мистицизма, но меня пугает та мода на мистицизм, которая охватила сейчас многих из нас — все эти гороскопы, темные силы, прорицания и проч. Все это чуждо религии, и, что неприятно, от нашего незнания, рядится в религиозные одежды. Главное же, что это — мода, не проникнуто сознанием и чувством. Что до Всеволода Михайловича, то, при всем том, что в его личности и судьбе, безусловно присутствовало мистическое начало, умственно и нравственно он был чужд мистицизму, — человек своего времени, он тяготел к точным наукам, об этом хорошо написал покойный Корней Иванович Чуковский в давней, еще дореволюционной статье о Гаршине. Если говорить о некоторых конкретных положениях Вашего письма, то мне непонятно, как Вы связываете это «влияние двух противоположных сил» с тем рядом живописных картин, который называете. Впрочем, это уже частности, сперва надо бы постигнуть главное.
       Вы пишете: «говорят, есть еще масса неопубликованных вещей, в частности его пьеса». Сведения эти, мягко говоря, весьма преувеличены. Завершенных неопубликованных вещей практически нет (известных, во всяком случае). Большинство рукописей находятся в Рукописном отделе Пушкинского дома, у вас, в Питере (правда, на днях мне пришлось слышать, что отдел этот закрыт на неопределенное время), все эти рукописи перечислены в работе Л.П.Клочковой, напечатанной в Бюллетене Рукописного отдела Пушкинского дома еще в 1959 году. По этим материалам написано несколько работ, в частности по ним готовила диссертацию болгарская исследовательница Гаршина М.Гургулова. Все это Вы можете найти в картотеке Публичной библиотеки. Я в свое время обнаружил московский рукописный фонд Гаршина. Там, действительно, были очень незавершенные наброски пьесы, публиковать их мне показалось по ряду причин не слишком важным, но я написал о драматургической попытке Гаршина в альманахе «Прометей» т.7. Там же опубликованы гораздо более завершенные наброски рассказа «Незнакомец», который может показаться Вам интересным. Кроме того, Гаршин пробовал написать пьесу вместе с литератором Демчинским, но из этого ничего не вышло. От всей души приветствуя Ваше стремление познакомиться со всем наследием Гаршина, я, честно говоря, убежден в том, что для документального фильма вполне достаточно того, что имеется в лучших и завершенных произведениях Всеволода Михайловича, его опубликованных письмах, в воспоминаниях современников о нем, собранных в ряде хороших сборников. Мне представляется — это, конечно, опять-таки мои индивидуальные пристрастия, — что звуковая часть фильма должна быть краткой, емкой и выразительной. А для этого достаточно того, что напечатано — суметь бы точно выбрать и так же точно сообщить зрителям.
Поскольку Вы коснулись двух моих книг о Гаршине, скажу о них два слова. «Грустный солдат», увидевший свет почти через четверть века после ЖЗЛ-ской книги, работа над ним полностью вычеркнули из моего сознания, да и из памяти раннюю книгу. Но вот Вы написали: «первая — очень уж революционна», и это заставило меня кое-что передумать и вспомнить. Я задумался о том, как время меняет сознание людей, их мировосприятие (тема, над которой и сама жизнь постоянно заставляет думать, и наш биографический жанр, в особенности). Несколько лет назад мне пришлось читать историю серии ЖЗЛ, и вдруг я прочитал там о том, как в 60-м году я принес в редакцию рукопись о Гаршине, и как все там радовались и поздравляли меня (чего я совсем не помню, помню только, что встретили хорошо, понравилось) с книгой нового типа, в которой на место социально-политическим трактовкам пришли психологические и, в частности, авторское со-чувствие и со-мыслие герою. Вовсе не отвергая Вашей оценки, которая, может быть, и достаточно верна (я много лет не заглядывал в эту книгу и плохо ее помню), я подумал о том, как же изменилось время, как далеко мы ушли, какой путь прошли.
       Ну, вот, как будто, не оставил без ответа ничего из того, что Вы написали. Мне очень понравилось, как Вы написали: «простите мне мою простоту» — дай Бог, чтобы Вы остались подольше таким.
                                   

Всего Вам доброго, В.ПОРУДОМИНСКИЙ, 8 ноября, 1991 года».

Письмо от старобельского краеведа и гаршиниста В.И.ЛЕОНИЧЕВА

         «Уважаемый Сергей Анатольевич!

       Отвечаю Вам на страничке из школьной тетрадки, из-за дефицита бумаги для пишущих машинок, так что простите. Похвальна тема Вашего будущего фильма. Желаю Вам успеха и сделать фильм интересным. Что Вам писать? Город Старобельск мог бы «похвастать» тем, что здесь жил, причем не один день и год, писатель В.М.Гаршин, однако, разве, что мраморной табличкой на случайном доме, да облупленным пьедесталом памятника в его честь. Грустью веет от памятника. Вспоминают, что таким и был писатель при жизни. Лучше, думаю когда пожелаете и приедете в Старобельск, сами увидите, что снимать. Музея В.М.Гаршина в городе нет. Есть краеведческий музей.                                                                  

С уважением, В.И.ЛЕОНИЧЕВ, 27.11.91 г».

 

Открытое письмо в редакцию телепередачи «День Седьмой или Воскресный лабиринт»

         Уважаемая редакция передачи «Воскресный лабиринт»!

       В вашей передаче от 7 ноября 1993 года прошел сюжет о русском писателе Всеволоде Михайловиче Гаршине «Не умел молчать», к которому я имею непосредственное отношение, являясь автором изначального сценария этого сюжета и инициатором постановки его на Санкт-Петербургском телевидении.
       К своему глубокому удивлению при просмотре этого сюжета я не обнаружил ни одной ссылки на мое авторство, хотя появлению на ТВ передачи о В.М Гаршине я рад. Чтобы вы имели правильное представление обо мне и моих обоснованных к вам претензиях, скажу следующее.
       Впервые о В.М.Гаршине я узнал от литературоведа К.А.Баршта в 1990 году на лекции по русской литературе, почему он (Баршт) и был в последующем как специалист внесен мною в сценарий и проинформирован об этом. Я узнал, что ко всему прочему, В.М.Гаршин является и моим земляком. Так что, приезжая домой на малую родину, на Донбасс, я познакомился с местными краеведами и гаршиноведами и до сих пор поддерживаю с ними тесные дружеские и творческие контакты.
Первая моя статья «Памятник Всеволоду Гаршину» была опубликована в газете «Ленинградский университет» (№ 20, 1991). Затем, после тщательного изучения гаршинского наследия и переписки со многими гаршиноведами СССР (например, с моек вичем В.И.Порудоминским, автором книги «Грустный солдат или жизнь Всеволода Гаршина»), мной была написана статья «Между двух огней», где я выразил свою точку зрения на жизнь и творчество писателя. Эта статья была опубликована в газете ‘ Медицинского института «Пульс» (№ 3, 1993), а затем перепечатана в газета «Санкт-Петербургский университет» и «Россиянин ‘ (№ 9,1993). Как человек творческий я тогда, как и сейчас, был заинтересован в распространении не только печатной информации о В.М.Гаршине, но и в других формах, в том числе и на телевидении. Над тем сценарием, который изначально лег в основу вашего сюжета, я работал приблизительно 1,5-2 года и впервые пришел с ним к В.С.Правдюку, когда он работал только в «Преображении». По разным причинам творческого контакта не получилось, но я все равно не оставлял надежды пробиться на многомиллионную аудиторию через ТВ. Через свою сокурсницу Марину Савицкую (в последующем ведущую сюжета) мне это сделать удалось, но, когда я впервые с ней обсуждал возможность использования сценария на СПбТВ, поставил условие о моем участии в передаче (это было запланировано в сценарии). Кто виноват больше в том, что я не участвовал в передаче, — М.Савицкая или режиссер сюжета, это дело ваше внутреннее, факт то, что вами было грубо нарушено право на интеллектуальную собственность. Ведь даже маленькая цитата, как принято в мире, сопровождается указанием имени человека, ее произнесшего или написавшего. В случае же с вашей передачей ни в грош не был поставлен автор целого сценария, хотя бы вами и отредактированного.
       Заканчивать свою творческую и общественно-политическую деятельность в будущем я не собираюсь, посему прошу вас в настоящем отреагировать на мое письмо и предоставить мне эфирное время в вашей ближайшей передаче на предмет развития либо гаршинской тематики, тем более, что 14 февраля 1994 года на родине писателя состоится Международная конференция гаршиноведов, либо предлагаю совершенно новую для массового зрителя тему для обсуждения: «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина — предсказание о будущем России», либо действуя на свое усмотрение, найдите возможность публично выразить свое отношение к вышеизложенному факту.
                                                                             

С уважением, Сергей ЛИСОВСКИЙ».

 

Ответ с Телевидения.
В редакцию газеты «Пульс» СПб медицинского института им.ак. И.П.Павлова.
Главному редактору Н.В.Медведеву

«Уважаемый редактор!

       Главная редакция «Российская Энциклопедия», творческими работниками которой и готовится программа «День Седьмой или Воскресный Лабиринт», получила Ваше письмо с копией Открытого письма г-на С.А.Лисовского, содержащего упреки в наш адрес по поводу «нарушения нами его права на интеллектуальную собственность» после выхода в эфир передачи о русском писателе В.М.Гаршине «Не умел молчать». По утверждению С.А.Лисовского, отсутствие его фамилии в качестве автора сценария данной передачи вызвало в нем чувство «глубокого удивления». Поверьте, что его обращение повергло в «чувство глубокого удивления» и нас. Согласитесь, что не подозревая о существовании С.А.Лисовского, при всем желании, нам было-бы довольно трудно заменить фамилию на титульном листе сценария с «Савицкой» на «Лисовский». Как Вы понимаете, никогда и ни при каких обстоятельствах встреч и переговоров с автором «открытого письма» по поводу этого сценария у нас не было. Как, впрочем, и по любым другим поводам. Что же касается его ссылок на встречу 1,5-2 годами раньше» с В.С. Правдюком, в результате которой «по разным причинам творческого контакта не получилось», мы можем лишь пособолезновать С.А.Лисовскому и считать эту встречу лишь фактом его личной биографии, поскольку никаких упоминаний со стороны руководителя нашей компании на сей счет не было. Конечно, у нас нет оснований не доверять С.А.Лисовскому по поводу его претензий к М.Савицкой, принесшей в редакцию сценарий и выступившей в передаче также в роли ее ведущей. Как нет оснований не верить обратному утверждению, после беседы с самой Савицкой. Нам, кажется, что истину в такой ситуации — взаимных претензий двух литераторов — могут установить лишь соответствующие органы, обладающие большим, по сравнению с нами, криминалистическим опытом.
Что же касается возможных контактов с автором — С.А.Лисовским в будущем, мы будем рады принять к обсуждению любую его творческую заявку. Однако, хотим разъяснить, что конструкция нашей передачи не позволяет обращаться к одной и той же теме дважды на протяжении короткого временного отрезка. Будем весьма признательны Вам, если Вы доведете до сведения г-на С.А.Лисовского наши рассуждения в связи с создавшейся ситуацией, как, впрочем, и самое доброе к нему наше отношение.

С уважением к Вам, редактор программы «День Седьмой или Воскресный Лабиринт»
Владимир ГЛУЩЕНКО, 20 декабря 1993 года».

Послесловие

       Работа сделана. Как бы там ни было, но информация о великом гражданине России, писателе В.М.Гаршине нашла своего читателя и зрителя. Грустно, когда случаются недоразумения среди современников, но главное – идеи Гаршина живы! Его литературные произведения будут актуальны ещё очень долгое время, пока человечество окончательно не сможет  изжить свои нравственные пороки и не станет совершенным. Будем надеяться на лучшее и учиться у наших замечательных русских писателей.

Сергей Лисовский.

Продолжение следует…