Одна из важнейших новостей экономики – снятие санкций с компании РУСАЛ. Экспертное сообщество, аналитики, экономисты и политики высказывают различные точки зрения, во многом противоположные друг другу – от пораженческого «всё пропало, нас предали, Дерипаска сдал русский алюминий под контроль англосаксам» до всепобедного «сделка века, Путин обыграл и англосаксов и Дерипаску». Что же произошло на самом деле? И что получат в результате отмены санкций сотрудники предприятий, работающих на них. А это тысячи граждан России!

Интересным является факт резкой смены движения в работе компании РУСАЛ – ещё совсем недавно летом 2018 года в СМИ публиковалась информация о решении компании перейти в юрисдикцию России и её переезде  с островов Джерси и Кипр в Калининград, что было обусловлено новым курсом Президента России Владимира Путина, подписавшего пакет законов о создании специальных административных районов (САР) на островах Октябрьском в Калининграде и Русском в Приморском крае. И вот буквально через полгода новый поворот, но в старом обрамлении. Опасен ли он для России? Эксперты бурлят комментариями. Но возникает вопрос, почему журналисты не обращаются к специалистам компании, работающим на земле, на самих предприятиях? Читая мнения экспертов, ловлю себя на мысли, что многие из них заигрались в геополитику и забыли о простых тружениках, которым ежедневно нужно кормить свои семьи и ставить своих детей на ноги.

Из-за различных организационных сложностей компании не удалось перейти в российскую юрисдикцию, поэтому, как мне думается, руководство РУСАЛа сделало ход, исходя из поговорки «политика – искусство возможного», и приняло условия Минфина США, по сути дела пытаясь спасти компанию от искусственно созданного разорения. На сегодняшний день сложившуюся новую ситуацию можно охарактеризовать, как ничья, никто не выиграл и никто не проиграл, конечно, с учётом того, что сами по себе санкции американцев против РУСАЛА были глупыми и вредили всем сторонам экономического процесса в рамках глобализирующегося мира. А вот что будет дальше, здесь важны последующие управленческие решения, кто и как воспользуется ситуацией. Убеждён, в Кремле чётко понимают ситуацию и не собираются отдавать на съедение «западным акулам» стратегически важную алюминиевую промышленность России. Заводы и кадры – вот реальная экономика! А они здесь в России. Деньги же всего лишь «тень экономики». Будем чётко различать «производственную базу» и «спекулятивные игры».

По факту в распределении долей и управленческих полномочий мы видим  увеличение доли государственного банка ВТБ с 9,6% до 24%. Можно сказать, что российское руководство, воспользовавшись глупостью американцев частично национализировало РУСАЛ.

При том, что англосаксы будут частично контролировать совет директоров En+ и РУСАЛа и, как думают многие, вредить экономике России, но они не дураки, чтобы разрушать алюминиевую промышленность России, львиная доля продукции которой поступает на их же рынки. Хотя речь о возможном риске по закрытию социальных программ и выкачивании и перераспределении прибылей в свою пользу существует.

Санкции больно ударили по сбыту, экспорт был перекрыт, продукция на предприятиях РУСАЛа не отгружалась и шла только на внутренний рынок. На кону стояло выживание  алюминиевой промышленности России. Можно понять решение Олега Дерипаски и его борьбу, поскольку от банкротства отрасли пострадали бы все без исключения.

Если же всё-таки кто-то хочет выяснить и найти победителя, то я могу подсказать – это Китай. Являясь самым крупным производителем алюминия в мире, китайцы как работали, так и продолжают работать. Чем больше англосаксы и русские будут махать кулаками, тем сильнее будет становиться расчётливый Китай.

Игра идёт по-крупному, но зависит от меры понимания руководителей государств и компаний, ибо «каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания на тех, кто понимает больше». Общий кризис философии управленцев, западного и российского менеджмента, приводит к принятию неправильных решений, которые сильно бьют по простым людям.

Но возвратимся на землю.

Приведу конкретный пример о том, как была воспринята новость о снятии санкций на предприятии в Ленинградской области – Бокситогорском глинозёмном заводе, входящем в структуру РУСАЛа и дающего работу примерно 1000 жителей города.

Редакция нашей газеты обратилась на предприятие и получила комментарий в виде текста от начальника пресс-службы Бокситогорского глинозёмного завода Анны Копровой, который мы печатаем без изменений:

«Беспрецедентный выход из-под санкций Компании РУСАЛ — это позитивная новость не только для ее сотрудников и потребителей.

От бесперебойной работы предприятий компании зависят ключевые отрасли экономики страны — энергетическая, транспортная, ведь производство алюминия можно назвать системообразующим элементом экономики. Сейчас перед Бокситогорским глинозёмным заводом, как и перед другими предприятиями компании стоит основная задача — скорейшего восстановления позиций на рынке.

Стратегия РУСАЛа остается прежней — производство высококачественной продукции, удовлетворяющей потребностям клиентов, развитие экологически чистых технологий, содействие росту внутреннего рынка.

Не меняется и роль предприятия в Бокситогорске, ведь завод как и раньше, осуществляет свою деятельность в Северо-Западном регионе. Как неотъемлемая часть Компании руководство предприятия ставит стратегическую цель, предусматривающую увеличение выпуска белого электрокорунда до проектной мощности в 93 тыс. тонн в год и его реализацию. Для решения этой задачи мы будем укреплять позиции на рынке, и улучшать потребительские свойства продукта.

Стоит отметить, оперативное управление Компанией по-прежнему находится под руководством генерального директора Евгения Никитина.

Евгений Никитин – производственник со стажем, он уже более 20 лет работает в алюминиевой отрасли, начав свой трудовой путь электролизником на заводе.

В Компании намерены еще больше сконцентрироваться на вовлеченности предприятий в жизнь регионов присутствия, содействия повышению качества жизни через реализацию значимых социальных и инфраструктурных проектов».

Как мы видим, сотрудники градообразующего предприятия небольшого города восприняли новость о снятии санкций одобрительно.

Для полноты картины можно привести ещё несколько высказываний, говорящих о том, что всё происходящее с РУСАЛом живо откликается в душах людей, видящих в данной ситуации тревожные тенденции и переносящих её на другие отрасли, которые являются слагаемыми независимости России.

Некоторые эксперты и политики выступили с критикой действий Олега Дерипаски, как это сделал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Некоторые раскритиковали ОНФ, как структуру В.В. Путина, которая не поставила вопрос о полной национализации РУСАЛа. Но это всё слова. А есть ещё и тишина. По высказыванию пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова: «Я не буду давать никаких оценок, мы по-прежнему не будем это комментировать. Наше отношение к санкциям в целом — считаем их нелегитимными с точки зрения международного права. Это не дело для оценок Кремля. Это внутрикорпоративное дело» — можно судить о том, что планы у Кремля есть и они долгоиграющие.

Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков в эфире радиостанции «Эхо Москвы», отвечая на вопросы ведущего Евгения Бунтмана сказал об Олеге Дерипаске и данной ситуации следующее:

 — Безусловно, это говорит о том, до какой степени Олег сильный борец. Снять со своего бизнеса санкции при такой агрессии и при таком уровне обвинений, которые там были, — это очень круто, на мой взгляд. И то, что все контракты, которые эти компании заключили, сейчас будут исполняться в полном объеме. Рабочая сила останется, доходы останутся, будут развиваться. Мне кажется, это очень здорово. Поскольку непонятна природа, главная причина, почему эти санкции введены, то, конечно, я лично недоумеваю. (…)

У Дерипаски компании «Русский алюминий» и En+ оказались очень крутыми, с точки зрения организации. Олег – выдающийся менеджер, который с 20 лет сидит в Японии и изучает все способы японского менеджмента, поэтому у него великолепно организовано производство, минимальные издержки. Но самое интересное, что он выстроил такие цепочки поставок и сбыта глинозема, бокситов, алюминия, что компания по эффективности – номер 1 в мире. И с Олегом никто не мог бороться на конкурентном поле. Он просто круче. А из-за того что En+ объединяет энергетику, прежде всего гидроэнергетику, то у него еще электричество является зелёным.

Константин Ремчуков говорит о развитии компании в современных условиях, делая акцент на личности Олега Дерипаски. Для меня же важно обратить внимание на интересы трудовых коллективов, простых трудяг, профессионалов, вкалывающих на заводах.

Приведу ещё одно интересное мнение Президента Центра системного прогнозирования Дмитрия Митяева, высказанное им на сайте телеканала «Царьград»:

— Речь идёт о том, чтобы в условиях передела глобальных рынков, который так или иначе происходит, и жёсткой просадки мировой экономики, которая тоже происходит, забрать себе корешки, а вершки отдать нам. Как это обычно происходит — приватизация прибыли, социализация убытков. В данном случае в глобальном масштабе.

«Русал» — хорошо структурированная компания с большими активами не только в России, но и по всему миру. Но её очень легко атаковать. Достаточно было запретить компаниям перевозить грузы для «Русала» под угрозой вторичных санкций, и всё начало рассыпаться. То есть американцы, на их взгляд, отработали очень успешно технологию, которую можно масштабировать на другие компании, на другие рынки, и не только российские.

Мы видим, что речь идёт о доступе на эти глобальные рынки, которые американцы считают своими, глобальную юрисдикцию, которую они тоже считают своей. Поэтому в данном конкретном случае, скорее, это было перераспределение между американцами и британцами, потому что до этого «Русал» и всю эту группу в значительной мере контролировали британцы. Они давно договорились.

Мы знаем, что в совете директоров этой компании был младший Ротшильд, и он не очень дружил с Дерипаской. Но дело даже не в этом. А в том, что на глобальном рынке всем нет места. Рынки перестают пузыриться, спрос падает, цены будут реально снижаться, уже и на металлы.

Это же было золотое времечко, последние два года, когда глобальные финансисты, глобальные сырьевики кассировали совершенно немыслимую сверхприбыль, это мы видели по нашим компаниям, которые просто не знали, как её поскорее выгнать.

Мы должны понимать, что изменения будут происходить не только для этой компании. Речь не только о «Русале» идёт. Есть En+, холдинговая компания, и «Евросибэнерго», непосредственно производственная структура, которая управляет крупнейшими сибирскими гидростанциями. Если траст решит, что эти мощности излишни, захочет сократить производство на этих заводах, а он правомочен принять подобное решение, мы с этим как бы согласны. То есть наше Министерство финансов с этим согласно.

Данное мнение Дмитрия Митяева важно осмыслить с точки зрения будущего РУСАЛа и, как следствие для будущего экономики России. А оно будет складываться из нескольких составляющих – воли трудовых коллективов, настойчивой работы профсоюзов и руководства компании, а также от стратегической цели развития России, направленной на стимулирование внутреннего рынка, импортозамещения и поддержку своего отечественного производства. В глобальной экономической схватке различных игроков за свои прибыли главное не забывать об интересах людей труда и о том, что планета Земля имеет ограниченную экологическую ёмкость, поэтому речь должна идти о переходе на иную справедливую и экологическую концепцию жизнеустройства для сбережения и рационального распределения ресурсов.

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»

Фото редакции газеты «Общество и Экология»