Как часто современные дети и подростки проводят время перед мониторами гаджетов? Что они смотрят? А какой вообще медиа-контент для них создают умные взрослые? В проблеме производства подростковых и юношеских  программ в России решили разобраться в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

20-21 декабря 2018 года здесь прошёл Всероссийский научно-практический семинар «Средства массовой коммуникации как инструмент воспитания подростков и юношества», инициированный и организованный доцентом СПбГУ Игорем Скрипюком и начальником отдела «Учебная студия» Медиацентра СПбГУ Натальей Ореховой при поддержке фонда «Лесной родник» и Санкт-Петербургской региональной благотворительной общественной организации «Сад жизни». Идея собрать не только журналистов, но и депутатов, педагогов и психологов для решения одной, но очень важной, проблемы возникла у Натальи после общения с президентом РФ В.В. Путиным, депутатами Госдумы РФ и членами центрального штаба ОНФ на Медиафоруме ОНФ «За Россию» в марте текущего года.

Президент РФ поддержал инициативу и поручил Правительству разработать дополнительные меры поддержки СМИ для детей и подростков. В июле среди прочих поручений Правительство в рамках программы «Десятилетие детства» включило создание детского ТВ, контент которого должен начать распространяться в общеобразовательных организациях во второй половине 2020 года. Прошло почти шесть месяцев, но изменений пока заметить не удалось. По текущему закону на телевидении должно быть не менее 70% детско-юношеских программ, но на деле их доля в настоящий момент составляет всего 1%. На российском телевидении по-прежнему вещает один федеральный детский телеканал «Карусель», который рассчитан на детей до пяти лет. А что делать тем, кто старше, но ещё мал для взрослых передач? Только «сёрферить» интернет в поисках чего-то интересного, но, чаще всего, некачественного. Эту проблему среди прочих обсудили на семинаре. Как отметила заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, кандидат политических наук Камилла Нигматуллина: «У современных детей цифровые компетенции развиваются быстрее социальных навыков».

Это означает только одно – умение работать с информацией зачастую ещё не сформировано, а группы в соцсетях вроде «Синего кита», тем временем, очень ждут свою аудиторию.

— К сожалению, очень часто у сегодняшних молодых людей отсутствует умение различать, что является искусством, а что не является искусством – так объяснил проблему «всеядности» современных подростков заместитель председателя комиссии по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ Денис Кирис. 

Anna Piotrovskaya SMI 2019 2

Но в то же время он отметил, что этому умению можно и нужно учиться.

Участники семинара сошлись во мнении о том, что сегодня средства массовой коммуникации должны предлагать подросткам некие мировоззренческие принципы и ценностные ориентиры.

Как выяснилось во время обсуждения, деньги на создание детского кино и мультфильмов выделяются. Ежегодно десятки миллиардов рублей по документам тратятся на производство подростковых «киношедевров» и «Ералаш», хотя последний не является кинофильмом! Загадка лишь в том, что мало кто видел эти произведения киноискусства.

«Почему современному кинематографу не дают повторить советский успех?», — так переформулировала тему своего доклада Наталья Кадочникова, руководитель «Цифрового 4d театра» Академии цифровых технологий, актриса, режиссёр и сценарист. Не дают и не хотят давать. Оказалось, что на свои средства режиссёры снимают детское кино, но в прокат оно не выходит. Чаще всего из-за нехватки средств. Государство не финансирует такие проекты, даже условия выдачи грантов устроены таким образом, что талантливому режиссёру их не всегда удаётся получить — бумаг собрать нужно столько, что у многих сразу опускаются руки, а кто-то просто не успевает подать заявку в нужные сроки. Но даже, если режиссёр выдержит все испытания бюрократического ада, представители власти, скорее всего, скажут, что фильм не «соберёт кассу» и не допустят его к прокату. Из-за этого сеансы в кинотеатрах на более чем 80% заполнены иностранными проектами, а дома родители показывают своим детям старые, добрые советские мультфильмы. Среди последних единичных отечественных кинофильмов, все-таки вышедших в прокат, участники семинара вспомнили «Частное пионерское», «Осторожно, каникулы», «Призрак», «Первоклашки» и некоторые другие. В сравнении с зарубежными «кинообъёмами» это ничтожно мало. Даже телеканалы не берут эти материалы в эфир из-за уверенности в том, что это не принесёт прибыли.

Anna Piotrovskaya SMI 2019 3

Подобные проблемы существуют и в печатных СМИ для школьников и подростков. Журналы для детей и юношества не существуют, а выживают в современном мире. Хотя потребность в них присутствует — 61% среди молодых людей читают эти издания. Детские журналы «Автобус», «Костёр» и «У Лукоморья» представили на семинаре Игорь Воеводский, Николай Харлампиев и Александр Гайдаш.

По словам, Дениса Кириса, зампредседателя комиссии по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ, в общественной палате уже собрана рабочая группа по детско-юношескому кино, которая уже встречалась ни один раз. Дискуссии не привели к единому решению. К тому же, нет единой государственной политики по этому вопросу, а сделать это без государственной поддержки практически невозможно.

Очевидно, что большинство детей и подростков уже не смотрят непосредственно телевизор, а всё больше отдают предпочтение онлайн-пространству и критерием выбора тут становится отнюдь не качество видеороликов или их смысловая наполненность.  Хотя подростково-юношеская аудитория не отказывает себе в просмотре ТВ-программ в интернете! Все чаще дети выбирают то, что им просто близко, где с ними искренни и не пытаются играть. «Нужно создавать конкурентноспособный контент. Они сознательно отвергают качественный» — комментирует председатель научной комиссии СПбГУ в области СМИ и массовых коммуникаций Ольга Кругликова. Это подтверждается и соцопросами. 72% школьников доверяют друзьям и сверстникам, а не родителям! Психологи и педагоги бьют тревогу — дети зачастую просто не нужны собственным родителям. Они не видят в них поддержки и опоры, не обращаются к ним за советом, как будто в семьях отдельно существуют дети и их мамы и папы. Пытаясь себя чем-то занять и привлечь к себе внимание, дети уходят в виртуальный мир, где им снова предлагают смотреть на таких же детей как они, но запрограммированных зарабатывать деньги на рекламе через видеоролики; на видеоблогеров, которые не так уж и часто говорят о чём-то умном и стоящем. А альтернативные варианты взрослые им не предлагают, загоняя молодое поколение в угол. Как отметил Владимир Летуновский, директор Медиацентра СПбГУ, редактор и старший редактор главной редакции детских и молодежных программ Ленинградского телевидения, в наши дни «ребёнок становится рекламным носителем».

Anna Piotrovskaya SMI 2019 1

Многие во время семинара вспомнили и про советское телевещание для детей и подростков. «Нужна идеология, которая была в советское время явно, а сегодня, скорее, речь идёт о комплексе мировоззренческих установок» — отметил депутат Госдумы VII созыва Николай Будуев. Об идеологии в своём докладе говорил и один из организаторов семинара Игорь Скрипюк, обращая внимание на то, что сегодня «отношение к идеологии — это проблема изменения стереотипа». В наши дни чаще всего можно столкнуться с негативным отношением к этому термину, но ведь все мы заложники каких-то идей, созданных нами или навязанных извне. «Если государство и здоровое общество не сформируют идеологию в сфере морали и нравственности и не озаботятся её реализацией, это сделают другие субъекты вполне вероятно, находящиеся за гранью закона» — говорит Игорь Скрипюк.

Поколение детей 2000-х привыкли называть «потерянным поколением», но правда ли это? Ведь дети не меняются, меняется лишь отношение к ним. И взрослым, и властям стоит задуматься о том, чтобы действительно не потерять это поколение. Сейчас организаторами семинара разрабатывается Федеральная целевая программа «Средства массовой коммуникации как инструмент воспитания подростков и юношества». Планируется предложить ввести систему льгот для редакций, кинокомпаний и телеканалов, производящих контент для подростково-юношеской аудитории; сформировать государственный заказ на контент и единую систему его производства; обеспечить соответствующую законодательную базу для реализации программы; регулярно проводить круглые столы, семинары, форумы, посвященные развитию контента для подростков и юношества; предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на создание фильмов, имеющих социальную значимость и не только. Разработка программы одобрена депутатом Госдумы РФ Николаем Будуевым и другими представителями власти. Поддержать эту работу готов и заместитель председателя по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ Денис Кирис. Вполне возможно, что следующие круглые столы будут проведены уже в Государственной Думе или в Общественной палате.

Это немного относительно всей страны и масштабов самого «детско-юношеского телекризиса», но, главное, что первый шаг на пути к решению этой проблемы уже сделан.

Анна ПИОТРОВСКАЯ

От редакции газеты «Общество и Экология»: Данная статья Анны Пиотровской является стратегически важной, поскольку имеет прямое отношение к безопасности России. Формирование мировоззрения молодёжи — это одна из главных задач СМИ. Очень жаль, что в рамках общей информационной политики России не уделяется внимания детско-юношеским программам. Материал Анны по-сути о Большой Идее развития страны. Отрадно отметить, что в эти же дни, 20 декабря, на большой итоговой пресс-конференции Президента России главный редактор газеты «Общество и Экология» Сергей Лисовский задал Владимиру Путину близкий вопрос об информационной политике страны и предложил провести на федеральных телеканалах общенациональную дискуссию по теме: Какую Россию мы строим? 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники