Одним из моих вопросов Президенту России Владимиру Путину на большой итоговой пресс-конференции 20 декабря 2018 года, в контексте проведения общенациональной дискуссии на федеральных каналах по теме: «Какую Россию мы строим» и предложенной триадой «Природа! Родина! Народ!», был вопрос о защите реки Дон. Уже не один десяток лет периодически вспыхивают острые споры по поводу необходимости строительства Багаевского гидроузла на реке Дон. Все предыдущие попытки строительства этого сооружения неизменно блокировались учеными и прислушавшимися к их доводам руководителями региона, включая нынешнего губернатора Ростовской области в 2012 году.

Теперь же руководство Минтранса, похоже, решило во что бы то ни стало осуществить «мечту своих предшественников». Для этого крайне важно было учесть  их печальный опыт и любой ценой  в этот раз не допустить открытой дискуссии с учеными, игнорируя даже прямые поручения Президента. Изменилась и форма работы с научным миром: несмотря на то, что времена Джордано Бруно и Галилео Галилея давно прошли, каким-то образом удалось радикально и практически одновременно изменить точку зрения сразу нескольких научных коллективов, входящих в систему Росрыболовства (ЦУРЭН, АЗНИИРХ). Конечно, мнения рядовых сотрудников остались прежними, но руководство покорно согласилось снизить ожидаемый ущерб от гидроузла с 300 до 5 миллиардов рублей.

Однако, сейчас уже можно и нужно посмотреть на проблему Багаевского гидроузла совсем с другой стороны, в уже привычном формате ЕГ.

Некая группа людей стремится совершить насилие над великой русской рекой во имя решения  некоей экономической задачи, не обращая внимания ни на потери в собственных рядах (Дворкович, Соколов, Олерский), ни на поручение Президента, ни на протесты общественности, ни на действующие законы.

Вопрос 1: Что движет этими людьми?

Варианты ответа:

  1. Желание максимально эффективно исполнить свои должностные обязанности и обеспечить частным грузоперевозчикам более комфортные условия для работы.
  2. Другие интересы, связанные с перспективой «освоения»  немалых бюджетных средств.

Вопрос 2: Почему заказчики и проектировщики гидроузла так упорно избегают проведения открытой экологической и экономической экспертизы проекта?

Варианты ответа:

  1. Считают излишней трату времени и бюджетных средств на доказывание азбучных истин.
  2. Абсолютно уверены в том, что никакую серьёзную экспертизу проект не пройдёт.

P.S. По сообщению местных жителей из Ростовской области, сразу же после моего обращения к Президенту России на пресс-конференции, на место строительства Багаевского гидроузла прибыла большая группа высокопоставленных представителей заказчика, подрядчика и многочисленных субподрядчиков, поставившая задачу резкого увеличения темпов строительства. Сразу же увеличились и объёмы поступления новой техники. Не похоже ли это на попытку, при любом исходе, «освоить» как можно больше денег?

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»