Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «Устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование у человека экологической культуры.

Как сегодня обстоят дела с экологической культурой россиян? Этот вопрос заинтересовал исследователей из ВЦИОМа[1]. Проведенное качественное исследование позволило выявить два типа экологической культуры (т.е. совокупности норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе): 1) воспроизводящий — направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры; 2) развивающий — направленный на развитие экологической культуры.

Как показало исследование, преобладающим в данный момент является именно воспроизводящий тип экокультуры. Данный тип проявляется, прежде всего, в приспособлении экологического поведения к современным условиям жизни, без их значимой коррекции. В ходе качественных исследований были выявлены следующие особенности воспроизводящего типа: окружающая среда воспринимается населением не как самостоятельная ценность, а как условие для определенного образа жизни; состояние окружающей среды тесно увязывается с состоянием здоровья; требования к внешней среде исходят из личных интересов человека; природное многообразие не воспринимается как обязательный фактор повседневной жизни; восприятие экологии имеет схематический характер.

Также последние социологические исследования показали, что «основными элементами состояния экологического сознания является экологическое иждивенчество и личное дистанционирование большей части населения от участия в решении проблем[2]». Всё это актуализирует необходимость формирования экологической культуры.

Одним из способов формирования экологической культуры является экологическое образование и воспитание подростков. При этом их экологическое воспитание — это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

В связи с имеющейся проблемой Центром Научных Решений СоМПИс по заказу Местной Администрацией МО Южно-Приморский округ была разработана программа «СОХРАНИМ ЗДОРОВЬЕ ПЛАНЕТЫ!». Её цель – воспитание экологического мировоззрения и экологической культуры через реализацию интеллектуального, творческого и культурного потенциала подростков округа. Автором программы выступила руководитель Центра Научных Решений СоМПИс Юдина Анна Александровна.

Программа состоит из четырех блоков:

  • Дискуссионный клуб «Молодежь ЗА экологию!»
  • Ток-шоу «Экологические проблемы моего округа»
  • КВН «Здоровье планеты в моих руках!»
  • Проведение конкурса «Сохрани мир вокруг себя!».

Мероприятия разработаны таким образом, чтобы в них могли принять участие и младшие школьники, и старшеклассники. Программа реализовывается с марта 2018 года. Количество мероприятий – 91. Охват участников – 2750 жителей муниципального образования Южно-Приморский округ. Преподавателями на мероприятиях выступили Юдина Анна Александровна, Юдин Владимир Валерьевич, Белорукова Елена Борисовна и Филимонова Наталья Егоровна.

Немного о мероприятиях, проводимых в рамках программы.

В рамках ток-шоу «Экологические проблемы моего округа» участников ждали три станции: Эко-дартс, Эко-творчество и Эко-судья. Подростки должны были набрать необходимое количество очков на игровом поле, ответить на экологические вопросы, творчески изобразить экологические проблемы округа и района, а также вспомнить экологические преступления, выступив в роли судьи.

Стоит отметить, что многие подростки очень порадовали преподавателей: во-первых, они продемонстрировали свою меткость в эко-дартсе, вспомнили много экологической информации, совместными усилиями смогли назвать почти все экологические преступления, которые указаны в Главе 26 УК РФ.

Особенно ребятам удалась станция Эко-творчество. Некоторые работы отличались не только высоким художественным профессионализмом, но и оригинальностью при изображении экологических проблем.

Во время Дискуссионного клуба «Молодежь за экологию и культуру!» участники поговорили о том, что такое экологическая культура и зачем она нужна, обсудили, почему люди не выполняют свои экологические обязанности, и что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию.

А далее участники дискуссионных клубов поговорили о том, что лично они делают для экологии своего района, и завершили мероприятия подготовкой проектов экологического воспитания. Лучшие проекты получили от Местной Администрации МО Южно-Приморский экологические сувениры — блокноты и ручки, сделанные из вторсырья.

В рамках КВН «Здоровье планеты в моих руках!» командам пришлось преодолеть сложный, но интересный маршрут: они придумывали экологические названия, создавали экологические девизы, затем приняли участие в Дебатах Карла Поппера, на которых отстаивали своё мнение. В частности, участникам было предложено доказать или опровергнуть следующие утверждения:

  • Простые граждане сами могут исправить экологическую обстановку в округе проживания,
  • Экологическую культуру нельзя воспитать,
  • Экологическая обстановка в городе изменится тогда, когда каждый человек начнет выполнять свои экологические обязанности.
  • Экологические проблемы не угрожают существованию людей на земле
  • Если люди пересядут на велосипеды, мы решим проблему загрязнения атмосферы земли
  • Если мы будем собирать мусор раздельно и перерабатывать его, проблема загрязнения почвы будет решена
  • Если мы будем участвовать в субботниках, природа нас отблагодарит
  • Браконьерство – это не проблема, людям же надо что-то есть

Кроме того, участники КВН просмотрели ролики с социальной экологической рекламой и даже сами выступили в роли сценаристов на «Киноконкурсе». Героями социальной рекламы стали пластиковая бутылка, алюминиевая банка, тигр, красная книга, пень и огонь. Каждый герой символизировал определенную проблему — необходимость раздельного сбора мусора, браконьерство, уничтожение растений и птиц, вырубка лесов, учащение лесных пожаров. В своих сценариях ребята показывали, что произойдёт, если не решить эти проблемы. Стоит отметить, что многие предложили действительно интересные идеи. Лучшие участники получили от местной администрации подарки — экологические ручки, созданные из вторичного сырья, и ECO-блокноты из крафт картона.

Стоит отметить, что экологическая тема оказалась для ребят очень интересной, поэтому во всех предложенных заданиях они активно участвовали, высказывали своё мнение, дискутировали, приводили примеры.

Также в рамках программы с целью решению экологических проблем через активизацию творческого потенциала молодежи был проведен конкурс «Сохрани мир вокруг себя».

«Сохрани мир вокруг себя» — это конкурс творческих работ на экологическую тему. Конкурс проводился на территории муниципального образования в первый раз и проходил по двум номинациям «Плакат» и «Эко-проект». Стоит отметить, что более 50 человек стали участниками. Некоторые участники присылали на конкурс не одну, а сразу две работы (и обе замечательные!). Все работы были хорошими и интересными, поэтому жюри конкурса пришлось сделать непростой выбор.

Победителями конкурса творческих работ на экологическую тему «Сохрани мир вокруг себя!» стали:

Номинация «Эко-проект»

1 место — Ершова Лариса Павловна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №54, проект «Экологическая вахта в школе»;

2 место — Прокопьева Дарья Алексеевна, ученица 6В класса ГБОУ СОШ №54, проект «Сохрани мир вокруг себя!»;

3 место — Мач Ксения, ученица 7А класса ГБОУ СОШ №291, проект «Социальная сеть Бионетворк (Bionetwork)»;

Приз зрительских симпатий — Полищук Екатерина, ученица 6.4 класса, ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербург им. П. И. Федулова, проект «Охрана животных и птиц Красной книги».

Номинация «Плакат»

1 место — Илларионова Ульяна Денисовна, ученица 9Б класса, ГБОУ школа 131 Красносельского р-на Санкт-Петербурга;

2 место — Буцко Алиса, ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербург им. П. И. Федулова;

3 место — Иванова Варвара, ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербург им. П. И. Федулова;

Приз зрительских симпатий — Репина Елизавета, 8А класс, ГБОУ школа 131 Красносельского р-на Санкт-Петербурга;

Приз зрительских симпатий — Голеницкий Владимир, 8В класс, ГБОУ школа 131 Красносельского р-на Санкт-Петербурга;

Приз зрительских симпатий — Лебедева Ирина, 8Б класс ГБОУ школа 131 Красносельского р-на Санкт-Петербурга.

По результатам проведенных мероприятий было выявлено много проблем, в частности, недопонимание подростками роли каждого отдельного человека в решении экологических проблем, непонимание необходимости раздельного сбора мусора, непонимания опасности исчезновения каких-либо видов растений и животных. Непонимание, что такое рациональное использованию природы, и зачем оно необходимо. Но как показали занятия все эти проблемы возможно исправить, донеся до подростков необходимую информацию в игровой форме. Главное, привлечь внимание и найти общий язык со школьниками. Сами участники мероприятий говорили преподавателям о том, что если ребёнка с детства приучать к экологическим ценностям, то он вырастет экологически-ответственным человеком.

 В результате проведенных мероприятий школьники узнали много полезной информации о раздельном сборе мусора, о второй жизни мусора, узнали, где расположены контейнеры для раздельного сбора мусора в их округе, поняли, что они и их семьи могут сделать, чтобы сохранить мир вокруг себя.

Анна Юдина, Руководитель Центра Научных Решений СоМПИс

[1] Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 декабря 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

[2] Пресс-выпуск ВЦИОМ №1670. Экологическая культура россиян//URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1763