Местные жители Ростовской области, из нескольких её районов, обращаются во все возможные инстанции, чтобы их голос был услышал, поскольку речь идёт не только об их жилищах, но и касается безопасной жизни целого края и великой русской реки Дон. Совсем недавно в журнале «Эксперт. Юг» появилась долгожданная статья под названием «В 2018 году грузооборот Азово-Донского бассейна превысил 5 млн тонн». В ней рассказывается о реальном экономическом положении на реке Дон и количестве проходящих судов. Благодаря данной статье каждый человек может, вдумчиво проанализировав цифры, сделать выводы о том, нужно ли строить Багаевский гидроузел (плотину) на нижнем Дону для повышения уровня воды на 2 метра или нет. Лоббисты данного проекта рассказывают байки, что без данного гидроузла, который местные жители называют «гидрАузел», никак не прожить и, что в результате его строительства якобы будет улучшена проходимость и загруженность судов. Но, как показывает практика жизни, истинная картина совсем другая и всем таким утверждениям лоббистов – грош-цена.

Местные жители и наша экогазета ещё задолго до появления статьи в «Эксперт.Юг» защищали реку Дон и выступали против строительства Багаевского гидроузла — в основном с точки зрения экологии и здравого смысла. Именно с этих позиций обращались к президенту России Владимиру Путину, главе ФСБ Александру Бортникову, министру транспорта Евгению Дитриху, к учёным РАН.

Mediaforum ONF 2018 Zal

Президент России услышал и дал поручение провести экологическую экспертизу всего проекта. Данную экспертизу ждут люди!

Manych Don Reka 29 08 2018 7

Manych Don Reka 29 08 2018 23

Но вот, в журнале «Эксперт.Юг» опубликован ещё один ключевой материал – об экономической ситуации на Дону. Данный материал ставит вопрос о целесообразности самого проекта Багаевского гидроузла. Судя по опубликованным цифрам напрашивается вывод, что данный проект в 22 млрд рублей, который усиленно проталкивают лоббисты, является ничем иным, как неразумной пустой растратой бюджетных денег со всеми признаками, как можно предположить, научно не проработанного рискованного для людей и природы, за который в результате не ясно кто будет отвечать.

Яркие цифры, разбивающие в пух и прах мотивы проектантов гидроузла очень и очень показательны:

  1. Количество проходящих по Дону судов (судопоток) за июль 2018 года — 854 кораблей и составов, а в июле 2017 года – 831. То есть, разница всего лишь в 23 единицы речного транспорта. Но это не стоит 22 миллиарда рублей.
  2. Грузопоток увеличился на 1%. И это при том, что за три последних года на Дону не было маловодья, воды было достаточно, а количество проходящих судов почти не увеличилось. Напомним, проект Багаевского гидроузла разрабатывался именно для условий экстремального маловодья. Он не только не пригоден, но и опасен в условиях естественного половодья.

Исходя из этого, можно сделать чёткие выводы:

Строить Багаевский гидроузел (плотину) на Дону не только опасно с точки зрения экологии, но и нецелесообразно с точки зрения экономики. Тратить на него 22 млрд рублей с очевидным ущербом для природы и людей и нулевым показателем в экономике — это верх безумия.

Sergeev RAN

Особенно остро и актуально звучат сегодня слова Президента РАН Александра Сергеева, сказанные им в своём научном докладе 29 марта 2018 года на общем собрании Российской академии наук: «Проведена экспертная оценка РАН социально-экономических последствий строительства Багаевского гидроузла. Доказана нецелесообразность строительства новой плотины на Нижнем Дону в условиях маловодья».

Мы решили полностью перепечатать статью из журнала «Эксперт. Юг».

В 2018 году грузооборот Азово-Донского бассейна превысил 5 млн тонн

С начала текущего года общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна составил более 5 млн тонн, передает отраслевой портал Portnews со ссылкой на ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».

В сообщении уточняется, что по сравнению с январём-июлем 2017 года показатель вырос на 4%. При этом, внутренний грузооборот за отчетный период увеличился на 2%, до 779 тыс. тонн, объём транзитных грузов – на 4%, почти до 4,3 млн тонн.

По состоянию на 1 августа 2018 года транспортный поток Азово-Донского бассейна превысил 2,9 тысячи единиц судов и составов, в том числе, свыше 1,4 тысячи кораблей в движении вниз и чуть более 1,5 тысячи – в движении вверх по водным артериям бассейна. Годом ранее судопоток был почти аналогичным.

По данным ФБУ, только в июле 2018 года общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна вырос на 1% (свыше 1,5 млн тонн). В номенклатуре грузов преобладали мазут (30,7%), пшеница (20,7%) и дизтопливо (11%). Транзитный грузопоток увеличился на 1%, до 1,2 млн тонн. Внутренний грузооборот бассейна остался на уровне июля 2017 года (260 тыс. тонн). Судопоток в июле-2018 – это 854 кораблей и составов, что несколько выше показателя июля-2017, когда вверх и вниз прошла «831 единица флота». (Источник: http://expertsouth.ru/novosti/v-2018-godu-gruzopotok-azovo-donskogo-pr.html ).

После данной статьи в журнале «Эксперт.Юг» можно только добавить. Очевидно, что к поручению Президента России в отношении проекта Багаевского гидроузла в части его экологических угроз, нужно провести ещё и экономическую экспертизу.

Напомним, 23 апреля 2018 года на официальном сайте Президента России kremlin.ru был опубликован список поручений Владимира Путина по итогам работы Медиафорума ОНФ 2 марта в Калининграде. В нём было 9 пунктов, один из которых касался защиты реки Дон.

Глава России поручил Правительству РФ (ответственный: Медведев Д.А.) цитирую: «обеспечить проведение общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на р. Дон, а также экологической экспертизы его проектной документации». (Ссылка — http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/57347 ).

Данное поручение Президента России пока ещё не выполнено. Лоббисты же проекта пытаются производить строительные работы на Дону, несмотря на протесты местных жителей.

Очень жаль, что экономические интересы конкретных компаний ставятся выше экологической безопасности целого края.

В своё время мы уже писали, что 9 февраля 2017 года в Ростове в Южном научном центре Российской академии наук (РАН) состоялась конференция по теме: «Коллапс в водном хозяйстве Азово-Донского бассейна и ожидаемые последствия».

Don Rostov 09 02 2017 4

Don Rostov 09 02 2017 3

Учёные и общественность региона собрались тогда по очень печальному поводу — река Дон находится в ситуации предэкологической катастрофы. Основной доклад по теме «Необратимое обмеление Дона и осолонение Таганрогского залива» сделал председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов.

Для Ростовской области река Дон является основной водной питательной артерией для миллионов людей. Если представить, что на реке Дон будут реализованы неразумные экономические проекты, предполагающие получение сиюминутной прибыли, то на грань выживания могут быть поставлены до 2 миллионов человек. Поскольку подземных источников пресной питьевой воды в Ростовской области почти нет (она засолена), то при загрязнении и осолонении самой реки Дон во всей области невозможно будет найти альтернативные источники водоснабжения.

Reka Don 2018 3

Следовательно, в регионе могут появиться «экологические беженцы», которым неоткуда будет брать чистую питьевую воду. Проекты строительства гидроузлов на реке служат лишь интересам частных судоходных компаний, не учитывая интересы местных жителей и природы, как главного и постоянного источника жизни в сельскохозяйственном регионе.

На сегодняшний день, местные жители станицы Манычская, хутора Арпачин и других станиц и хуторов собирают подписи под Обращением к Геннадию Николаевичу Тимченко, который контролирует компанию «Стройтрансгаз», являющейся генеральным подрядчиком Багаевского гидроузла. Они уверены в том, что истинная тревожная информация скрывается некоторыми лоббистами проекта (часть которых уже уволена с работы) от Г.Н. Тимченко и хотят добиться правды.

ВИДЕО: Местные жители размышляют о Багаевском гидроузле:

Также, с точки зрения безопасности, нельзя сбрасывать со счетов повышенную аварийность на гидроузлах. Как известно, об этом сообщали СМИ, весной 2018 года произошла авария на Белоомутском гидроузле в Подмосковье. В результате прорыва дамбы двухтонные бетонные плиты смывало в Оку.

Только стратегическое видение ситуации, учитывающее баланс экономических интересов и экологической безопасности позволит принять правильное управленческое решение. Нужно принимать срочные меры по спасению реки Дон.

Сергей Лисовский,

главный редактор газеты «Общество и Экология»