На Дону может произойти экологическая катастрофа Или кто и как организовывает чиновничьи диверсии против Президента России?

Пока идёт чемпионат мира по футболу в России и внимание многих людей сосредоточено на нём, а не на острейших социально-экономических и экологических проблемах, некоторые чиновники пытаются в буквальном смысле тайно протащить сомнительные проекты, вредные для природы и народа России.

Сразу, переходя от общего к частному, приведу конкретный пример.

В предыдущем своём материале «Обманывают ли Президента России чиновники по поводу реки Дон?», опубликованном в газете «Общество и Экология» и в интернете, я приводил пример серьёзной дискуссии, которая произошла на Водном конгрессе в Москве в начале июня и касалась проекта Багаевского гидроузла на Дону. Против данного проекта выступает всё местное население и большинство местных и российских учёных. Один из лоббистов проекта, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский лихо пиарил необходимость строительства Багаевского гидроузла на Водном конгрессе. У меня состоялась с ним жёсткая дискуссия, поскольку, многие факты говорят об опасности и непродуманности этого проекта. К тому же, Президент России 23 апреля 2018 года поручил Правительству РФ провести общественные слушания и сделать экологическую экспертизу всего проекта Багаевского гидроузла. Но до сих пор это не было сделано, а проекта целиком никто не видел в глаза. Куда торопятся чиновники? Побыстрее «распилить» 22 млрд рублей, выделенных на этот никчемный проект? Или ещё хуже – устроить длинную коррупционную игру с прокручиванием бюджетных денег на много лет вперёд с опасными последствиями? Кто стоит за этим проектом? Почему полностью игнорируется поручение Владимира Владимировича Путина?

Пока я подготавливал обращение к директору ФСБ России Александру Бортникову, всплыл ещё один неприглядный факт открытого пофигизма в отношении поручения Президента России со стороны чиновника – заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта В.Н. Вовка. Именно им 6 июня 2018 года подписано разрешение на строительство Багаевского гидроузла. Не могу понять – что это такое? Ведь главой России В.В. Путиным чётко сформулировано на официальном сайте Президента РФ www.kremlin.ru :

«1. Правительству Российской Федерации:

в) обеспечить проведение общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на р. Дон, а также экологической экспертизы его проектной документации».

Так почему же чиновники до сих пор не исполнили поручение Президента России? Не поэтому ли поводу их снимают с должностей? Не переназначен в новое правительство РФ министр транспорта  Максим Соколов. Ушёл в отставку его заместитель В. Олерский. Почему до сих пор молчит новый министр природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин? Почему до сих пор Росприроднадзор не провёл настоящую экологическую экспертизу проекта? Не из-за этого ли готовится в отставку его руководитель Артём Сидоров?

Наука уже сказала своё слово! Президент РАН Александр Сергеев на общем собрании РАН 29 марта 2018 года заявил о нецелесообразности возведения Багаевского гидроузла на реке Дон в Ростовской области.  

В нынешних условиях это строительство не только нецелесообразно, но и опасно. Почему это так? Потому что нынешний полноводный год показал, что в основу проекта положены недостоверные предположения и, если подобное или более сильное половодье случится во время строительства, когда основное  русло реки будет перекрыто, то это может привести к настоящей экологической катастрофе.

Редакция газеты «Общество и Экология» располагает ещё одним важнейшим документом – ответом РАН для Президента России, подписанным Вице-президентом РАН, академиком А.В. Адриановым и направленным в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организациям, а также местным жителям, проживающим в Ростовской области вдоль реки Дон.

Напомним, чуть ранее в РАН поступил запрос от Администрации Президента РФ. Читаем ответ:

«… На основе располагаемых материалов рабочая группа не может судить о том, в какой мере доработка проекта учитывает замечания «Экспертного заключения». По имеющимся сведениям, доработанный проект в настоящее время находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Однако замечания «Экспертного заключения» касаются экологических проблем строительства и эксплуатации проектируемого гидроузла, а также следствий нерешённости этих экологических проблем. Для того чтобы не было сомнений в том, что доработанный проект отвечает всем современным требованиям охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и учитывая остроту протестов общественных экологических организаций против проекта, рабочая группа считает целесообразным провести специальную экологическую экспертизу проекта Багаевского гидроузла силами Российской академии наук. Состав рабочей группы может быть дополнен после поступления проекта на экспертизу. Приложение: на 35 стр.».

После всего сказанного становится очевидно, что лоббисты проекта Багаевского гидроузла сильно торопятся. Последствия их торопливости могут обратиться большой бедой для людей и природы, поскольку данный проект сможет стать детонатором социально-экономического и экологического взрыва для сотен тысяч людей и хрупкой природы Нижнего Дона. В результате в России могут появиться экологические беженцы, которые с Дона потянутся в центральную Россию. Также будут потеряны огромные объёмы рыбы. Только по официальным данным ущерб рыбным запасам на Дону при предполагаемом строительстве гидроузла будет составлять 5 миллиардов рублей. А сколько будет потеряно лесов, идущих вдоль Дона узкой полосой в 100-150 метров на протяжении десятков километров? А сколько жилищ будет разорено? А сколько ценнейшей плодородной земли будет подтоплено? И всё из-за чего? Из-за того, что судоходным компаниям якобы нужно поднять Дон на два метра, чтобы танкеры могли больше загружать нефти и возить её по реке. Это очень опасно, это безумие!

И в прежние годы, несмотря на громкие заявления Минтранса объём транзитных грузоперевозок по Дону практически не увеличивался. А недавно открытый продуктопровод Волгоград-Новороссийск, проектной мощностью 11 миллионов тонн дизельного топлива в год, вообще ставит под сомнение необходимость перевозки речными судами этого вида нефтепродуктов.

В такой ситуации единственным аргументом в пользу строительства Багаевского гидроузла является острое желание некоторых чиновников потратить огромную сумму бюджетных средств (22 млрд рублей – это только начальная сумма, случайно оказавшаяся на счетах министерства и никоим образом не привязанная к реальной стоимости намечаемого строительства).

 Полагаю, что новый руководитель Счётной палаты России Алексей Кудрин обязательно должен обратить внимание на этот проект и на эти 22 млрд рублей.

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»