Данная статья вызвана к жизни прошедшей 31 октября 2017 года в Санкт-Петербурге дискуссией на круглом столе по теме: «О реализации стратегии «Зелёный Щит» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Обсуждение было бурным и выявило как сильные, так и слабые стороны этого проекта. Одним из ярких и аргументированных было выступление Сергея Федоровича Ляховненко, начальника Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, которого редакция газеты «Общество и Экология» попросила написать статью на эту в высшей степени стратегически важную тему.

С удовольствием публикуем её:

Начиная разговор о создании «зелёного щита» вокруг Санкт-Петербурга, необходимо вспомнить историю создания зелёных защитных зон в лесах вокруг Санкт-Петербурга (Ленинграда), чтобы воспользоваться тем огромным положительным опытом, который был накоплен за почти 80-ти летнюю историю существования лесопарковой и зелёной зоны Ленинграда – Санкт-Петербурга.

А началась эта история 5 декабря 1932 года, когда Советом Народных Комиссаров СССР было вынесено Постановление №1806 «О перечислении всех лесов, расположенных в Пригородном районе Ленинградской области,

в леса особого назначения». Этим Постановлением было положено начало образование Пригородной лесопарковой зоны Ленинграда. Причём, принимая такое Постановление на уровне СНК СССР (на государственном федеральном уровне, как бы мы сейчас сказали), пригородным лесам придавалось общегосударственное значение.

Пригородная лесопарковая зона должна была стать (и стала) местом массового отдыха населения города и пригородов, выполняя при этом защитные и санитарно-гигиенические функции.

Распоряжением Совета Министров СССР от 28.05.1948 г. № 6549-р (и опять уровень – выше некуда) было подтверждено закрепление лесов Пригородной лесопарковой зоны Ленинграда за городским Исполкомом Ленсовета, что кроме всего прочего означало финансирование работ по охране, защите, воспроизводству и благоустройству пригородных лесов
из городского бюджета, хотя большая часть Пригородной лесопарковой зоны (более 80%) находилась в административных границах Ленинградской области. Общая площадь Пригородной лесопарковой зоны составила 164,1 тыс.га.

Не имея примера ведения лесопаркового хозяйства ни у нас в стране, ни
за рубежом специалисты Управления лесами особого назначения, а затем Треста лесопарковой зоны Управления садово-паркового хозяйства Ленгорисполкома совместно со Специализированным проектным бюро, Северо-западным лесоустроительным предприятием «Леспроект» успешно разработали основные положения и методики ведения образцового (именно такая цель была поставлена) лесопаркового хозяйства и зелёного строительства с учётом лесоводственных особенностей, фактического состояния и всё возрастающей рекреационной нагрузки.

Теоретические вопросы ведения лесопаркового хозяйства разрабатывались при участии Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова и Ленинградского научно-исследовательского института лесного хозяйства.

В результате была создана единая взаимосвязанная система пригородных лесных насаждений, вклинившихся в городскую застройку и объединивших лесные массивы Ленинградской области с лесами на территории Ленинграда (которые позже станут городскими лесами).

Особенно хочется отметить, что административные границы города и области не стали препятствием для создания и успешного функционирования этой единой защитной и рекреационной системы на протяжении почти 80 лет, с 1932 года до введения в действие нового Лесного Кодекса, передавшего отдельные федеральные полномочия в области лесного хозяйства субъектам РФ в административных границах субъектов (большая часть лесопарковой зоны Ленинграда находилась в границах Ленинградской области).

Тем не менее Санкт-Петербург никогда не оставлял попыток возрождения лесопарковой зоны, обращаясь в Федеральное агенство лесного хозяйства с предложениями о восстановлении статуса лесов вокруг города как лесопарковой зоны, одновременно начав работу по установлению и утверждению границ городских лесов. Но если работа по установлению границ городских лесов на площади 22 918 га и приданию им защитного статуса была успешно завершена подписанием Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2012 г. №162, то с восстановлением Лесопарковой зоны все оказалось значительно сложнее.

Рослесхозом была создана Межведомственная Комиссия с участием Федерального агентства лесного хозяйства, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С.М. Кирова, был разработан проект Соглашения о восстановлении Лесопарковой зоны, учёные Санкт-Петербургского лесотехнического университета разработали научно-обоснованные нормативы обеспеченности жителей города лесными насаждениями Лесопарковой зоны и Зелёной зоны. Но нормативы остались неутверждёнными, а Соглашение неподписанным.

Правда, 5 мая 2012 г. было принято Постановление Правительства Ленинградской области №140 «Об установлении границ зелёной зоны от границы Санкт-Петербурга до автодороги А-120 в Ленинградской области», которое было отменено Решением Ленинградского областного суда от 15.11.2012 г., как противоречащее статье 105 Лесного Кодекса и Постановлению Правительства РФ от 14.12.2009 г. №1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зелёных зон».

Проблема осталась нерешённой, поэтому мы снова возвращаемся к ней. Не потому, что это какая-то новомодная инициатива, а потому что Лесопарковая зона – это насущная потребность людей, как жителей города, так и Ленинградской области, потому что рекреационное, защитное и санитарно-гигиеническое значение лесов вокруг Санкт-Петербурга невозможно переоценить!

И не важно, как они будут называться: «зелёный щит» или «лесопарковый пояс», «лесопарковая зона» или «изумрудное ожерелье». Главное, чтобы они обладали высоким защитным статусом (близким к городским лесам) и выполняли две основные функции: защитную (экологический каркас) и рекреационную, создавая для жителей двух соседних регионов благоприятную окружающую среду.   

Сергей Федорович Ляховненко,

начальник Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга