В начале октября исполнилось 145 лет со дня смерти Владимира Ивановича Даля – великого сына России, человека, которого можно поставить в один ряд с титанами Возрождения, достигшими вершин во всём. Жизнь Даля настолько разнообразна и замечательна, что её хватило бы с лихвой на несколько интересных биографий: писатель, учёный – языковед, государственный чиновник, натуралист , врач  и…морской офицер. Да, это тот самый Владимир Даль, который оставил нам огромное богатство — «Толковый словарь живого великорусского языка». В русской литературе он ещё известен под именем Казака Луганского. В детстве Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, потому и выбрал себе литературный псевдоним Казак Луганский. Именно этот псевдоним стоит под многими повестями и рассказами Владимира Даля.

Родился Владимир Даль в поселке Луганский завод — ныне это город Луганск — 10 ноября 1801 года. Отец его был врачом, лингвистом, а мама – пианисткой,  знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование. Будущий составитель толкового словаря говорил на русском, немецком, французском, сербском и других языках, а во время службы в Оренбургском крае выучил башкирский и казахский.

Владимир Иванович Человек, человек который создал самый известный словарь русского языка — датчанин по происхождению.  Отец Владимира Даля, Йохан Кристиан вон Даль, принял российское подданство только в 35 лет и взял себе русское имя Иван. Сам же Владимир Даль всегда считал себя истинно русским человеком и посвятил жизнь России.

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Dal 2

Даль поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, считавшийся одним из лучших учебных заведений России. А в мае 1817 года, будучи гардемарином, совершил свое первое плавание на бриге «Феникс» вместе с Павлом Степановичем Нахимовым — будущим героем Синопа и Севастополя, великим адмиралом России. Во время длительного плавания у юного Даля сформировалась привычка записывать свои впечатления в «Дневном журнале, «ведённом на бриге «Феникс», идучи из Санкт-Петербурга в различные порты Балтийского моря». Записи этого дневника послужат в дальнейшем основой для написания первого литературного произведения – полубиографической повести «Мичман Поцелуев, или Живуче оглядывайся». Весной 1819 г., закончив учёбу в первой дюжине выпускников, Владимир Даль в звании мичмана был назначен на Черноморский флот. По прибытии в Севастополь он получил назначение на 44-пушечный фрегат «Флора». Именно так появляются новые морские «Записки, ведённые идучи эскадрою на 44-пушечном фрегате «Флора».

Написал Даль и книгу, которую назвал «Матросские досуги», ставшую одним из лучших образцов русской маринистики.

Через шесть лет морской офицер Владимир Даль покинул морскую службу, как он сам напишет «по причине невыносимо тяжёлой морской болезни». Он решает избрать другой путь –путь врача. Владимир Иванович поступает в профессорский институт Дерптского университета изучать медицину. В университете Владимир Иванович подружился с Николаем Пироговым — будущем великим хирургом, именем которого сегодня названы десятки медицинских университетов и клиник по всей стране, героем обороны Севастополя. В своих посмертных записках Николай Иванович Пирогов вспоминал о Дале, как об остроумном жизнерадостном человеке и блестящем рассказчике. «Первое наше знакомство с Далем довольно оригинально — однажды после нашего приезда мы слышим у окна с улицы странные, но незнакомые звуки: русская песнь на каком-то инструменте. Смотрим, стоит студент в вицмундире, всунул голову через открытое окно в комнату, держит что-то во рту и играет: «Здравствуй, милая, хорошая моя!», не обращая на нас никакого внимания. Инструмент был губной органчик, а виртуоз – Владимир Иванович Даль».

В 1828 началась русско-турецкая война. И бывший офицер флота, гардемарин Владимир Даль, осваивавший хирургию у знаменитого профессора, уезжает на войну. Перед отъездом он говорит своему другу Николаю Пирогову: «… Я поеду, долг велит защищать Россию».

На войне Даль и оперирует в условиях полевых госпиталей, и участвует в сражениях. Владимир Иванович оказался храбрым и беззаветно преданным Родине человеком. По воспоминаниям его сослуживцев «В битве под Кулевчею Даль решительно отличился. Долгие часы он не покидал поле боя, действуя под пулями и ядрами. Он оказывал помощь сотням солдат, пока крайнее изнеможение не свалило его. Наутро он был найден крепко спящим прямо на сырой земле между убитыми и ранеными».

И в таких условиях неутомимый Даль успевал ещё собирать слова и записывать  их в свои тетради.

Все навыки и умения, приобретенные Владимиром Ивановичем во время морской службы, пригодились ему и во время участия в польской кампании 1831 г., когда ему, хирургу, как бывшему морскому офицеру, поручили соорудить через полноводную реку  Вислу  мост. Даль принимает смелое инженерное решение — он строит мост из бочек, плотов, лодок и паромов. И когда наши успешно переправляются на другой берег, Даль, остаётся говорить с уже подошедшими поляками – как врач, просит не трогать раненых. Так и заманивает их своими разговорами на середину моста, потом совершенно неожиданно для поляков рубит канаты, связывавшие все бочки, а сам прыгает с моста в реку. Реальный поступок  русского офицера, и не снившийся героям нынешних блокбастеров! Мост уничтожен, а путь преследовавших русских  полякам, отрезан. Враги тонут в реке. Победа, благодаря уникальному таланту  и беспримерной храбрости Даля, была одержана без сражения. Спасены сотни жизней русских солдат и офицеров. Враг посрамлен.

За военные подвиги Вадимир Иванович Даль Высочайшей милостью был награждён Императором Николаем 1 орденами Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 3-й степени, знаком отличия военного ордена 3-й степени и бриллиантовым перстнем.

После войны, уйдя на государственную службу и став управляющим Нижегородской удельной конторой, Владимир Иванович Даль сформирует три стрелковых батальона. В июне 1855 года эти батальоны будут направлены в осажденный Севастополь. Именно Даль стоит у истоков добровольческого движения в России, которое так действенно проявляет себя и сегодня.

Dal 3

А ещё Владимир Иванович Даль – великий русский сказочник. Свою рукопись «Сказки о рыбаке и рыбке»  Александр Сергеевич Пушкин подарит Далю с дарственной надписью — «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». Вместе с Пушкиным Даль путешествовал по России,  помогал собирать материалы о Пугачёвском бунте. Пушкин умрёт на руках Даля. После смертельного ранения на дуэли  от момента, когда Пушкина привезли домой, в его квартиру на Мойке, Даль не оставлял Александра Сергеевича ни на минуту. Перед смертью Пушкин подарит своему другу перстень, который сам великий поэт России считал талисманом музы поэзии. Сегодня этот перстень хранится в доме-музее Александра Сергеевича на набережной Мойки, 12.

Казак Луганский  оставил после себя огромное литературное наследие – повести, рассказы и сказки, сборники пословиц и поговорок, учебники ботаники и зоологии. Но самой значительной и объемной работой в биографии Владимира Ивановича Даля остаётся «Толковый словарь живого великорусского языка» — и по сей день лучший в России. Он содержт 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых были записаны Далем впервые. Владимир Иванович был избран членом Российской Академии наук, стал одним из основателей  Русского географического общества.

Dal 4

Личность Владимира Ивановича Даля, действительно, невероятна. Сегодня его память увековечена в разных городах России – в Москве, Оренбурге и на его родине – в Луганске.

Гордость России — Владимир Иванович Даль ясно и просто называл главное дело всей своей жизни — служение Отечеству. А главную определяющую черту человека – любовь к Отчизне.

Ирина Новикова