Есть два открытия, ставшие основой развития всей нашей цивилизации – человек научился добывать огонь и открыл колесо. И одно, и другое были бы невозможны, если бы на нашей планете не росли деревья. Человек превратил деревья в жилища и корабли, телеги и плуги, детские колыбели и  книги, в лекарства и храмы. Миллионов видов живых существ на Земле – птиц, насекомых, животных — просто бы не было, если бы на планете не росли деревья.

Площадь земель лесного фонда Ленинградской области составляет 4 756 с половиной гектаров. Это больше половины — 56,7 %  от общей площади области. Мощности существующих предприятий обеспечивают заготовку древесины более 7,5 миллионов метров кубических в год. А перерабатывается у нас же, в  самой области, чуть больше 75 % заготавливаемого леса.  По итогам рейтинга, ежегодно проводимого Всемирным фондом дикой природы, Федеральным агентством лесного хозяйства и национальным рейтинговым агентством, Ленинградская область три года подряд признавалась одним из лучших субъектов во всей России по государственному управлению лесами.

Работа с лесом, действительно, ведётся большая, но и проблем и задач в ней остаётся много. Одна из таких, остающихся пока, практически, в тени невнимания и забвения, история с внедрением старой-новой технологии – ультраоксипиролиза.  Старой, потому что в России сформировались и работали лучшие в мире школы по пиролизу древесины. Пиролиз (от греч. pyr – огонь, жар и lysis – разложение, распад) – термическое разложение органических соединений без доступа воздуха. А новой, потому что профессор Лесотехнической академии Санкт-Петербурга, совсем недавно ушедший из жизни, доктор технических наук Владимир Николаевич Пиялкин разработал и предложил новый вид пиролиза – ультраоксипиролиз. Патент на это открытие принадлежит петербургской компании «Промпиролиз».

Так что же всё-таки это за чудо с таким по-детски смешным и заковыристым названием «ультраоксипиролиз»?

Это удивительная технология утилизации отходов биомассы дерева, с помощью которой получаются бионефть, древесный уголь и газ. Это такая технология, когда при переработке измельченного древесного сырья получают альтернативное топливо. Это такая технология, в которой отходы основного производства отсутствуют. Совсем.

Сейчас в Ленинградской области функционирует 101 лесозаготовительное предприятие,  9 картонно-бумажных фабрик, 3 крупных целлюлозно-бумажных комбината, 1 лесохимический завод. На каждом из этих производств есть отходы. Рубят лес – это ведь сотни тысяч тонн щепы. В лучшем случае из щепы производят древесные топливные гранулы – пеллеты.

А вот  краткая сравнительная характеристика пеллет и бионефти:

Показатель Пеллеты Бионефть
Энергетическая ценность, ГДж/м3

 

11,7

 

30,5

 

Плотность продукта, кг/м3

 

650

 

1200

 

Цена 1 т продукции, €

 

≈200

 

≈300

 

Ведь преимущества бионефти совершенно очевидны даже человеку, уже забывшему школьный курс физики и химии! Именно бионефть сегодня наиболее перспективный вид топлива из возобновляемого сырья. Она обладает высокой энергетической плотностью и текучестью, что дает неоспоримые преимущества при её транспортировании, хранении и сжигании с регулируемым количеством кислорода. В продуктах сгорания бионефти фактически отсутствуют оксиды серы, а это имеет особое значение при реализации Киотского Протокола о сокращении парниковых выбросов.

А что же древесный уголь? Только и используется для приготовления шашлыков? – (хотя, вспоминая вкус хорошего шашлыка, и это немало!). Конечно, древесный уголь – ценнейший материал, применяемый в промышленном производстве – получении кристаллического кремния и карбида кремния— полупроводника, сохраняющего свои  свойства при  температуре до 300℃ и потому активно применяющегося в космической,  военной  и атомной  промышленности.

А ещё, например, для выплавки  одной тонны чугуна необходимы 640 кг древесного угля. Именно благодаря древесному углю,  чугун приобретает способность заполнять любые формы при литье.

Компания «Промпиролиз» ставит своей основной целью изготовление и запуск в эксплуатацию  модуля ультраоксипиролиза по производству бионефти и древесного угля. Александр Трухин,  владелец компании, рассказывает обо всех перипетиях проекта эмоционально. Акцентирует внимание на том, что запустив этот проект, можно решить проблему утилизации отходов биомассы дерева. И получить на выходе  экологически чистые товарные продукты, так остро востребованные сегодня не только на российском, но и на международном рынке. Продолжая дело своего учителя профессора В.Н Пиялкина, научную разработку проекта ведут двое его учеников — молодые петербургские учёные Илья Белоусов и кандидат технических наук Андрей Спицын. Они убеждены, что для полного завершения работ, — вот так, чтобы установка ультраоксипиролиза «засверкала»  и была готова к запуску, да ещё и с полным пакетом необходимой документации, времени надо максимум полгода, а вложений – не менее 5 млн.рублей.

О! Пять миллионов! Подумайте только! А сколько денег было потрачено на профилактическую работу с населением ради недопущения возникновения лесных пожаров на территории Ленинградской области?

На аудиорекламу в метрополитене, плакаты на автозаправках, сотни баннеров, десятки тысяч листовок?

В рамках этой, безусловно важной, профилактической работы с населением были заключены государственные контракты на публикацию информации в СМИ об использовании, защите и воспроизводстве лесов на территории Ленинградской области.

Но одна из важнейших причин пожаров  — а именно — тонны древесной щепы после рубки леса, — так и остаётся неустранённой. Представьте, если бы на более чем сотне предприятий Ленинградской области, работающих «на лесе», были бы запущены установки ультраоксипиролиза.  Все древесные отходы не просто бы исчезли, а были бы превращены в товары, так необходимые для промышленности сегодня, приносили бы доход, налоги в бюджет. И, наконец, просто дали бы возможность быть земле здоровой.

Замкнутость схемы, компактность оборудования и экологическая чистота позволяют разместить их  хоть в черте города. Для таких установок нет необходимости строить капитальные сооружения и высокие дымовые трубы. Они могут монтироваться под навесом или в ангарах легкого типа на бетонном основании.

Перспективность развития биоэнергетики, экономические и экологические аспекты не то, что подталкивают, а требуют разработки именно таких, как ультраоксипиролиз,  способов переработки древесной биомассы в энергоносители. А именно эта разработка наша, российская, питерская.

Деревья. И талант человека. Россия так невероятно богата этим. Дать бионефть и сохранить землю. Они снова могут совершить чудо — волшебные деревья  и талантливые люди. И так важно, чтобы, они были вовремя услышаны и поддержаны.

Ирина Новикова