В скором времени мы простимся со многими мифами агропрома. Первым падет миф о продовольственной безопасности, будто бы достижимой на 70-ой северной широте. К сожалению, все успехи крупных производителей свинины, мяса птицы и яиц основываются на тоненькой ниточке железной дороги, по которой в наш регион поступают корма из черноземных областей. Случись что на юге – заболевание зерновых культур, неурожай, вызыванный стихийным бедствием – и наши птицефабрики и животноводческие комплексы будут вынуждены резко сокращать свое поголовье. Второй фактор риска – плавное повышение цены на энергоносители. Эти ножницы обрезают прибыль аграриев и делают малорентабельным агропромышленное производство.

Второй миф – будто госзаказ может «спасти агропром». Действительно, в Санкт-Петербурге только для предоставления услуги социального питания закупается 200 тыс. тонн сельскохозяйственного сырья и продовольствия в год. На эти цели направляется 14 млрд. руб. (из них 45% бюджетных и 55% внебюджетных средств). Из этих денег 7,98 млрд. руб. идет собственно на закупку продовольствия – а не на транспортные расходы и так далее.  То есть оплата 200 000 тонн произведенной сельхозпродукции составляет менее 8 млрд. р. или 40 рублей за килограмм (в среднем) для её производителей, что является хорошей закупочной ценой лишь для картошки, молока, скоропортящихся изделий из него и хлебобулочных изделий. Ни мясопродукты, ни сыры, ни рыбу, ни грибы, ни парниковые овощи, выращенные в нашем регионе, поставлять по таким средним ценам не рентабельно.

На самом деле Ленинградская область не испытывает трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции, а также не имеет нереализуемых излишков сельхозпродукции. По данным Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области ценовой объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Ленинградской области в 2016 году составил 90,0 млрд. руб. (в том числе в сельскохозяйственных организациях – 65,6 млрд. руб.) Примерно треть этой продукции составляют корма сельскохозяйственных животных и птицы. Это означает, что на долю каждого жителя Петербурга и Ленинградской области приходится произведенной в Ленинградской области сельхозпродукции в год примерно на 9 000 рублей, что составляет примерно 8% от общего объема средств, которые тратит житель Петербурга и Ленинградской области на закупку продовольствия в год. Такой объем сельскохозяйственной продукции легко реализуется в Санкт – Петербурге и Ленинградской области, не оставляя нереализуемого остатка, и не нуждается в дополнительных мерах по его реализации, в том числе через систему госзакупок.
Таким образом, мы покончили и с мифом о том, что аграрии Ленинградской области «кормят Петербург». Да, кормят – в размере восьми процентов.

Хотя г. Санкт-Петербург является крупным потребителем сельхозпродукции, при этом не являясь её производителем, на территории Ленинградской области производятся незначительные в масштабах двух регионов объемы сельхозсырья и продукции. При этом Ленинградская области не имеет возможности осуществлять развитие отрасли сельского хозяйства, и обеспечить расширение производства товаров местных сельхозпроизводителей, по причине незначительного посевного клина, отсутствия самообеспеченности местными кормами животноводческой и птицеводческой отраслей, а также отсутствия заинтересованности населения в развитии сельхозпроизводства ввиду его низкой рентабельности (примерно 9% в 2015 году, что ниже реального уровня инфляции).

Но может быть, тогда агропром нужен, как налогоплательщик? И это не так. Агропромышленный комплекс предприятий не является в Ленинградской области серьезным налогоплательщиком. Объем налоговых поступлений в доходную часть бюджета Ленинградской области от предприятий АПК составил в 2016 году 2, 61 млрд. р., и показывает отсутствие тенденции к росту. В то же самое время вклад от взыскания земельного налога с частных лиц, владеющих индивидуальным жилым домом, в местный бюджет составил в 2016 году в Ленинградской области 4 млрд. рублей и растет на 23% каждый год.

Все вышеизложенное не означает, что сельскохозяйственное производство в Ленинградской области следует закрыть. Крупные сельхозпроизводители успешно работают и не страдают от низкой рентабельности. Фермеры и крестьянские хозяйства могут развиваться, совмещая сельскохозяйственное производство и оказание рекреационных услуг горожанам.

В общем, у аграриев Ленинградской области есть следующие пути развития:

— увеличить передачу сельскохозяйственных земель под ИЖС, создание садоводств, создание крестьянских хозяйств и так далее, развивая налогооблагаемую базу за счет сбора земельного налога и перекладывая риски производства продукции на частный сектор;

— совершенствовать систему сбыта сельскохозяйственной продукции Ленинградской области в основном для нужд предприятий общественного питания Санкт – Петербурга, что резко повысит рентабельность сельхозпроизводителей;

— развивать производство «нишевых», дорогостоящих, выпускаемых малыми партиями, видов сельхозтоваров в Ленинградской области (экологически безопасных, международно сертифицированных, элитных по вкусовым качествам, и т.д.)

— углублять переработку сельскохозяйственной продукции, перерабатывать молоко и мясо в молочные и мясные продукты питания, в том числе кустарными методами, в индивидуальных мастерских, тем самым повышая закупочные цены на производимый товар;

— развивать интернет – торговлю с доставкой на дом сельхозпродукции (от фермера Ленинградской области к конечному потребителю  в Петербурге);

— организовать оказание на сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах Ленинградской области туристических услуг по приему жителей Санкт – Петербурга; развивать «сельскохозяйственный туризм», тем самым создавая второй источник поступления средств на сельхозпредприятия.

Но с непосильными задачами «накормить Петербург» или «стать основным налогоплательщиком» — пора распрощаться.

Юрий Шевчук, «Зеленый Крест»