В течение июня 2017 года, в двух популярных русскоязычных армянских газетах: «Голос Армении» (Ереван) и «Еркрамас (Краснодар) с промежутком в неделю появились статьи, казалось бы, не имеющие никакой связи друг с другом. Так, в «Голосе Армении», в статье М.Григорян «Кому и зачем врал Гасанов?» говорится об опасности, которую представляют остатки боевиков ИГИЛ, запрещённой в России, возвращающихся из Сирии на Кавказ, в том числе в Азербайджан, а также в Среднюю Азию и Россию. Подобные опасения по этому поводу с трибуны ООН недавно высказал руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал А.П. Новиков.  

И это на фоне сообщений СМИ о том, что в апреле 2016 года, 50-70 членов ИГИЛ, азербайджанцев по происхождению, покинули сирийский город Ракка и направились в Турцию, чтобы оттуда попасть в Азербайджан для участия в боевых действиях против Нагорного Карабаха. Эта информация была подтверждена властями Арцаха, которые заявили о наличии доказательств участия наемников и террористов ИГИЛ в боевых действиях.

 В свою очередь, в «Еркрамасе» политолог С.Шакарянц, в статье «Кому выгодно «петь» о ненужности железной дороги Иран-Армения?» рассуждает о судьбе железнодорожных путей из Армении, которые якобы являются предметом переговоров между Турцией, Ираном, Россией и Азербайджаном. Речь идет о поисках способов прорыва блокады вокруг Армении, налаживании транспортных отношений между странами Европы и Индией через Иран.

Связь между этими статьями заметил известный общественный деятель армянской общины России, заслуженный строитель России, меценат Вардгес Арцруни. В конце 80-х годов прошлого века, будучи заместителем председателя Совета министров Армянской ССР по строительству, после страшнейшего землетрясения, Вардгес Арцруни поднимал из руин Спитак и Ленинакан, обеспечивал разгрузку, складирование техники и стройматериалов, прибывающих из 13 республик Советского Союза. Человек с активной гражданской позицией, который никогда не скрывал свои мысли, и не терял связи с исторической родиной, непосредственный участник событий тех трагических дней,  неоднократно в интервью и статьях в «Голосе Армении», в газетах  «Ноев ковчег»,  «Аргументы недели», «Реальная Армения», «Общество и экология», на публичных выступлениях, в том числе и в Российском институте стратегических исследований, открыто высказывался по поводу того, что блокада Армении была организована при явном попустительстве  генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева и председателя Совмина СССР Н.Рыжкова. При существовавшей тогда централизованной власти, одного звонка из Москвы было достаточно, чтобы поставить на место азербайджанское руководство, возобновить железнодорожное сообщение Армении с Россией и разблокировать республику.

Все эти, казалось бы, прописные истины, Вардгес Арцруни вынужден повторять постоянно, понимая, что «вода камень точит». Он регулярно отслеживает публикации, связанные с последствиями блокады Армении, с планами восстановления железнодорожного сообщения, в частности, через абхазскую часть Транскавказской железной дороги, с коммуникационными проектами, которые подчас имеют не только антиармянскую, но и антироссийскую подоплёку.

Только слепому не заметно, что опасность появления в регионе игиловских боевиков, и такие проекты, как, например, строительство дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку (КАТБ), являющегося частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию, связаны воедино.

Как известно, осуществление этого проекта началось 10 лет назад. Его поддержал тогдашний президент Грузии М.Саакашвили, который вступил в договор по КАТБ на кредиты от Турции и Азербайджана. С тех пор прошло немало лет, обстановка в регионе заметно изменилась. И дело даже не в бегстве М.Саакашвили из Грузии, а в том, что и пришедшее ему на смену нынешнее руководство страны, по-видимому, также не понимает всех опасных последствий строительства дороги КАТБ. Главным образом, это —  недооценка угроз, связанных с проникновением боевиков ИГИЛ на территорию Грузии, риски обострения общественно-политической обстановки, дестабилизация республики, как следствие неизменных террористических актов. А уж об этом ИГИЛ, без сомнения, позаботится.

Есть еще одно соображение, которое полезно напомнить, имея в виду большую и интересную историю народов Закавказья. Армяне, отдельные личности и целые царские династии, сыграли выдающую роль в становлении и развитии Грузинского государства, начиная с периода правления царицы Тамары. Они неоднократно были градоначальниками Тбилиси. Проект дороги КАБТ не может не восприниматься армянской стороной как однозначно недружественный акт, осложняющий отношения между государствами-соседями на долгие годы.

          Вардгес Арцруни уверен, что никакого пути Север-Юг не будет.  Дорога Север-Юг с поставками из Индии, арабских стран через Иран, Азербайджан – миф. Никогда эта дорога не будет задействована. Потому что противоречия между Ираном и Азербайджаном очень серьезные. Мы даже не отдаем себе отчет в том, насколько погряз в связях с США и Израилем Азербайджан. А когда сюда придут игиловцы, первое, что они сделают – ликвидируют пути, взрывая грузовые поезда, идущие из Индии, Китая, из арабских стран в Европу через Россию.

Параллельно с этим, дорога КАТБ способна обеспечить доставку бойцов ИГИЛ из Сирии, через Турцию – на постсоветское пространство. Допустить ее строительство ни в коем случае нельзя.

  Арцруни предлагает кардинальные способы укрепления безопасности в регионе — вплоть до вооружения джавахских армян.  Он считает, что первый же эшелон, который пустят по этому пути, будет взорван турками или азербайджанцами. А армян объявят террористами. Всех джавахских армян оттуда выселят. Вдоль дороги поселят турок или азербайджанцев. Свершится вековая мечта турецкого истеблишмента о создании великого Турана от Стамбула до Уйгурии. Китайцы поймут, насколько это опасно, только слишком поздно.

Московский бизнесмен и общественный деятель считает, что сегодня, с учетом отказа Казахстана, Киргизии и Узбекистана послать свои войска в Сирию для поддержания мира, все четче вырисовывается роль Турции, серьезно влияющей на тюрков Средней Азии. Уже ясно, что Нурсултан Назарбаев — великий хан, хоть он и считается ближайшим союзником России, участвуя в Парламентской ассамблее тюркоязычных стран, играет там одну из ведущих ролей. Так что обольщаться совершенно не нужно. Надо реально смотреть на вещи.

Какова альтернатива всем перечисленным опасностям?

Во время переговоров   с торговым представителем Ирана в России Моджтабом Мосавияном Ризи, Вардгес Арцруни призвал иранскую сторону восстановить железную дорогу из Капана в Горадиз, пострадавшую во время боевых действий. Иранская сторона высказала намерение взяться за это дело. Но с условием: как только РЖД приступит к строительству железной дороги со стороны Варденис-Сисиан. Почему иранцев интересует этот проект? Потому что эта дорога приведет к парому Поти-Новороссийск. Этот путь нисколько не хуже, чем путь через Баку. Но он пока не работает.

 Арцруни предлагает другое решение вопроса. «Мы должны в иранском портовом городе Энзели на востоке Каспия, соединенного с железнодорожной сетью Ирана, создать причальную стенку для больших паромов, способных принимать целые эшелоны. Оттуда – прямой путь до российских портов Махачкала или Астрахань». Вот это будет настоящий путь из Китая, Индии, арабских стран на север – в Европу, Россию и т.д. И Армения получит устойчивую связь с Россией.

 При этом Россия должна потребовать от Азербайджана открытия дороги в Армению. Владимир Путин – государственник. Болеет за Россию. Армения – ближайший союзник России в Завкавказье. Разве не актуальны в свете современной геополитической ситуации слова, сказанные генералом российской императорской армии Иеремией Арцруни в ХIХ веке против тех, кто призывал не отстаивать интересы России в Закавказье? Он говорил: «Без Закавказья ни Персия, ни Турция не имели бы особого угрызения совести видеть стоянки английских кораблей против истоков Волги и Днепра, и кровь, и золото России все же лились бы на северной стороне Кавказа, может быть, у самого Дона». Люди не понимают, что, как только Армения исчезнет, как союзник России, граница может откатиться чуть ли не до Ростова, поскольку в мусульманских республиках северного Кавказа наверняка начнут раздувать сепаратистские движения за выход из состава России. Это сегодня, когда у них за спиной базы российских войск, когда армяне являются ближайшими союзниками, у России крепкие позиции не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье.

Возвращаясь к теме парома Поти-Новороссийск, хочу выразить большую благодарность премьер-министру Армении Карену Карапетяну. Он добился снижения в два раз стоимости парома из Поти до Новороссийска. И цены за провоз товаров уже таковы, что, возрождая производство, предприниматели могут рассчитывать на выпуск рентабельной продукции. И, если в течение 6 месяцев не заработают остановленные предприятия, необходимо изымать их у нерадивых собственников и выставлять на тендер. Я уверен, что люди, заработавшие деньги в диаспоре, придут и возродят эти предприятия.

Арцруни В.Б.