Развлекательный бизнес с дельфинами и китообразными в закрытых дельфинариумах и океанариумах сворачивается во всём мире. Россия делает только первый шаг в этом направлении, запрещая передвижные дельфинарии и предлагая лицензирование. Но это лишь полумеры на полпути. Таково мнение защитников дельфинов и китообразных среди российской общественности. Публикуем материал нашей читательницы Наталии Владимировой, поступившей к нам в редакцию.

«В конце 2016 года Президент России Владимир Путин инициировал доработку законопроекта  «Об ответственном обращении с животными». И сегодня исполнитель, Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды действует с  учётом  требований  зоозащиты и широкой общественности.

Неудивительно, что первым объектом «ответственного обращения»  становятся  непосредственно близкие  нам собаки и кошки,  живущие в семьях и беспризорно обитающие на улицах, среди них жертвы  безответственных «разведенцев» и   бизнеса заводчиков.  Далее по убывающей идут мученики цеха развлечений: животные цирков, контактных зоопарков, передвижных цирков и зоопарков. А также дельфинариев-океанариумов. Тема последних практически не рассматривается в обновлённом проекте Федерального закона  поскольку, по словам замглавы комитета ГД по экологии и охране окружающей среде Владимира Панова (ЕР) на пресс-конференции ТАСС  13 июня сего года, не поступало на то общественного запроса.

Верно, собаки-кошки, что говорится, у нас на глазах. А дельфины, киты, ластоногие территориально ограничены и отдалены от нас средой их существования. В городах  они заключены в бассейны, удобные для показа цирковых номеров, обеспечивающие превосходные бизнес — результаты и  подходящие для  морских млекопитающих, как тюремная камера для  рабов. Однако, эта тема достаточно громко звучит сегодня во всём  мире и в нашей стране.

Перечень несоответствий  по нормам содержания —  отдельная  тема, ибо он огромен. Начиная  с высочайшего в мире животных, наиболее приближенного к человеческому мышлению интеллекта дельфинов, белух и других китообразных,  и, тем не менее, варварски применяемых для развлечения ради  бизнеса. И кончая упомянутыми убогими бассейнами, глубина которых порядка 14 метров,  при  том, что  дикая касатка, например,  за своё обычное погружение достигает глубины 180 метров.

Отсутствует ли общественный запрос на искоренение позорной наживы на этих благороднейших животных? Запрос имеется, надо только депутатам обратить на него внимание. Вот выступления  вперёдсмотрящих газет: «Дельфины на стройке, киты на помойке» — «Комсомольская правда» от 13.03.2015 г., «Концлагерь для белух», «КП» от 21.07.2015 г., «Белухами Путина торгуют по-черному», «Московский комсомолец» от 02.06.2017 г. и множество других публикаций.  Упомянутые  издания прессы держат стабильную аудиторию, исчисляемую в общей сложности миллионами подписчиков.

Напомним,  взрыву общественного возмущения  в связи с жестокостью  в приюте для собак в Вешняках   предшествовали аналогичные публикации в ряде столичных газет.

В статье «Белухами Путина торгуют…» её автор, ведущий сотрудник «МК» Юлия Калинина пишет о том, что Спецпредставитель Президента по природоохранной деятельности Сергей Иванов, недавно потребовал ужесточения законодательства «в отношении различных передвижных цирков, дельфинариев и зоопарков, где животные зачастую содержатся в невыносимых условиях, а также в отношении граждан, которые используют животных для зарабатывания денег».

На вопросы по проблеме у депутата Владимира Панова был единственный ответ: в этой сфере необходимо лицензирование. Но лицензирование в данном случае — вчерашний день, жалкая полумера. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что законопроект разработан с учётом использования мировой практики в отношении ответственного обращения с животными. Если условия содержания, по  определению Сергея Иванова, невыносимые, их не удастся подправить лицензированием.  Поэтому, в мире давно  действует радикальный отказ от постыдного бизнеса.

Из той же статьи Калининой о невольниках дельфинариев-океанариумов: «Развлекательный бизнес с ними сворачивается во всем мире. Наступает прозрение: держать их в рабстве нельзя. В Канаде, Израиле, Бразилии, Венгрии, Словении, Швейцарии и других странах запрещено держать их в неволе. В Великобритании океанариумы перепрофилируются  на показ рыб и беспозвоночных».

Сегодня мы видим, что использование дельфинов и других китообразных запретили либо  ограничили многие страны: Коста-Рика (с 2005 г.), Великобритания, Австралия, Бельгия, Германия, Греция, Израиль (запретил импорт дельфинов для использования в развлечениях), Багамские острова, США, Колумбия, Бразилия (запретила использование морских млекопитающих для развлечения), Швейцария (с 14 марта 2012 г.  запретила  импорт живых китообразных), Аргентина, Никарагуа, Гватемала, Канада (запрещены отлов и эксплуатация белух), Гавайские о-ва, Антильские о-ва, Гаити, Франция, Мексика, Мальдивские о-ва, Пуэрто-Рико, Хорватия (с 2009 г. действует запрет на содержание в неволе всех морских млекопитающих из семейства китообразных), Чили, Индия (с мая 2013 г. ввела запрет на содержание дельфинов в неволе и использование дельфинов в сфере развлечений).

В России множество дельфинов отлавливают для дельфинариев и океанариумов ради досужего развлечения обывателей, часть дельфинов гибнет сразу при отлове, выживших ждёт мучительный плен, разлучение с сородичами, болезни от неестественных условий жизни в неволе и гибель. По статистике 50% отловленных дельфинов погибают, не дожив и 7 лет, в то время как дикие дельфины живут на воле 25-40 лет.

«Дельфина, отловленного для дельфинария, буквально лишают самого важного в жизни – семьи, охоты, необходимого движения. Ни один дельфинарий не может предоставить подходящие условия для нормальной жизни дельфинов. Размеры бассейнов  – это просто крошечный фрагмент того, что дельфин проплавает за минуту на свободе. Касатки, к примеру, могут проплыть до 100 км в день.

Для воды в бассейне используется хлор. Хлор в принципе противоестественен для дельфинов, живущих в морской воде, а в дельфинариях воду хлорируют в таких концентрациях, что, не редко, у дельфинов слезает кожа, а также наступает слепота.

Охота-это природа дельфина. Они были созданы хищниками, а не рабами, выступающими за еду. Дельфины в дельфинариях выполняют трюки, которые в природе они никогда не делают. Дикие дельфины не бороздят океаны на хвостах, и не прыгают через кольцо. Все это против природы дельфинов. Попав в дельфинарии, они становятся рабами. И выхода из этого рабства нет. Только смерть. Суицид часто встречается в дельфинариях. Иногда дельфины просто перестают дышать, а иногда разбивают головы о бетонные стены.

Дельфины слишком умные и социальные существа. Они не могут жить без своей семьи, без необходимого движения и без свободы. Поэтому в неволе большинство дельфинов погибают, не дожив и 10 лет. Только мало кто знает все это. Люди думают, что дельфины счастливы жить в маленьком бассейне, ведь они постоянно улыбаются…На самом деле, улыбка дельфина – это самый большой обман природы. Это всего лишь строение головы дельфинов, а не выражение счастья. Мертвый дельфин тоже “улыбается”, — таковы страшные факты жизни дельфинов в неволе, которые приводит Общественное движение «Спасаем дельфинов».

Уважаемые депутаты,  сделайте шаг навстречу общественному запросу. Современники будут Вам благодарны».

Наталия Владимирова,

кандидат педагогических наук, зоозащитник