В Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре состоялась презентация и обсуждение фильма режиссёра и сценариста Николая Шеляпина «Страсти по затворнику» (о петербургском затворнике Матвее Татомире). Фильм был снят по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и посвящён жизни и почитанию петербургского подвижника Матвея Татомира, жившего в конце 19-начале 20 веков, который побывал в Сирии и перенёс в Россию духовный опыт сирийских затворников. Вернувшись в Россию, Матвей стал затворником в петербургской квартире и при жизни стяжал особый дар духовной прозорливости.

Образ Матвея Татомира актуален и примечателен в наше время. Подвижник родился на Украине в Каменец-Подольске, будучи украинцем, он всегда ощущал себя частью русского мира и русской церкви, называя себя русским. Побывав в Сирии, он перенёс в Россию духовные практики сирийских затворников и аскетов. Матвей проповедовал среди людей идеи добровольного самоограничения, отказа от роскоши и потребления сверх меры. Эти ценности сейчас имеют особое значение в связи с необходимостью сопротивления русской цивилизации пропаганде глобального общества потребления, направленного на разрушение  основ духовной жизни и ведущего к экологической катастрофе мирового масштаба. Его призывы находили понимание у самых разных людей, воспитанных в духе русских культурных традиций. После революции почитатели Матвея Татомира часто преследовались сторонниками троцкизма, которые жестоко преследовали русскую самобытную культуру, рассматривая Россию, как «хворост для пожара мировой революции». В годы блокады многие жители Ленинграда посещали могилу Матвея Татомира и искали там моральную поддержку в трудную годину. В XXI веке почитатели Матвея Татомира, как и сто лет назад, изучают и перенимают его веру и подвижнический опыт, которые так необходимы в деле защиты и приумножения русской духовности.

Tatomir 2

Перед началом фильма к собравшимся выступил Президент исследовательского центра «Китай. Азия», действительный член Петровской Академии наук и искусств бывший сирийский посол в Китае Аль-Вади Мохаммед. Господин Мохаммед подчеркнул историческую связь российского и сирийского народов, их общие духовные корни, которые испокон веков объединяют наши страны.
Затем слово взял сам режиссёр фильма Н. В. Шеляпин. В частности Николай Шеляпин отметил, что настоящий фильм затрагивает многие актуальные проблемы современности, такие как кризис веры и её возрождение, опасность и ужасы любого терроризма, в том числе и государственного, историческая связь России и Сирии, но главные вопросы, затронутые в фильмы — это поиск собственного духовного пути развития и нравственного выбора перед лицом опасности. В начале фильма о петербургском подвижнике Матвее Татомире, построенного по логике детективного сюжета, авторы задаются вопросом: Кто же такой Матвей Татомир? Какую опасность он и его почитатели представляли для советской власти? 
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов в послереволюционной России началась беспощадная борьба не только с клерикальным сообществом, но и с мирянами, приходившими в церкви и храмы и видевшими, как они разрушались новой властью, «перепрофилировались» под склады, спортзалы, третьеразрядные учреждения, безнаказанно осквернялись. Людям чинили всяческие препятствия, не допуская их до православных святынь.

Но вместе с лютыми гонениями 20-е годы 20 века в Ленинграде стали эпохой небывалого духовного подъёма и расцвета духовной жизни. В это время в Церковь вернулись многие представители русской интеллигенции. До революции русская интеллигенция часто рассматривала Церковь, как часть государственно-бюрократического аппарата, но увидев небывалые гонения и страдания за Веру при новой власти, вчерашние скептики и атеисты вернулись в лоно Церкви. Стихийно создавались кружки ревнителей православного благочестия и православные братства.

Особую любовь у верующих приобрели в Северной столице чтимые захоронения на кладбищах Александро-Невской лавры. Наибольшую известность имела часовня над могилой блаженного Матвея Татомира (1848–1904) на Никольском кладбище обители. Именно кружок почитателей Матфея Татомира был наиболее популярным в среде верующих.

Создателем этого кружка был Михаил Николаевич Челюскин, в прошлом офицер императорской армии, принявший монашество с именем Матфей. Душой этого кружка стала крёстная дочь самого блаженного Матфея Татомира Любовь Матвеевна Лимонштайн. Из воспоминаний Челюскина и Лимонштайн мы узнаём об истории жизни и духовных исканий Матвея Татомира, родившегося 16 ноября 1848 года в семье приходского священника Подольской губернии. В 1871 году он поступает в Императорский Санкт-Петербургский университет, где начинает учиться на восточном факультете. Революционные события, охватившие в это время университет, сказались на его дальнейшей судьбе.

На митинге студентов он защищал своего любимого профессора. В том же году он был отчислен из университета и выслан из Санкт-Петербурга. Светское образование Матвея на этом закончилось, начался период паломничества по святым местам Сирии и Палестины. Из паломничества в Петербург вернулся практически другой человек – глубоко укрепившийся в вере православный христианин. Матвей без сожаления раздал всё своё имущество и полностью погрузился в религиозную жизнь Петербурга. Многие обращались к нему с непростыми вопросами, на которые он давал удивительно точные ответы, используя глубочайшее знание Священного Писания.

Однажды император Николай II посетил блаженного Матвея в затворе, где тот постоянно молился. Из воспоминаний настоятеля Троицкой церкви «Кулич и Пасха» протоиерея Виктора Голубева, выступившего в данном фильме в качестве эксперта: «Царь Николай посетил его, когда он подвизался в склепе на Лаврском кладбище. „Как холодно-то здесь у тебя!“ – воскликнул изумлённый Государь. – „Я, Ваше Императорское Величество, поклончиками согреваюсь“, – ответил подвижник. И Царь дал ему квартиру на Ивановской улице в доме № 22». Последние семь лет жизни Татомир провёл в затворе в этом самом доме, в квартире 18. В фильме даётся пояснение, что Ивановской улицей в старые времена именовалась нынешняя Социалистическая улица, что упирается в Загородный проспект. В этой квартире блаженный скончался 17 сентября 1904 года. Могила петербургского затворника Матвея сразу же после его смерти сделалась объектом народного почитания, что вызывало гнев у атеистических властей.

В сентябре 1931 года был арестован Михали Челюскин и сослан в концлагерь. Позже Челюскина расстреляли. Любовь Лимонштайн скончалась в 1929 году и таким образом избежала ареста. О жизни общины почитателей Матвея Татомира мы знаем из дневников известного писателя диссидента, диакона Русской Православной Церкви Анато́лия Эммануи́ловича Красно́ва-Леви́тина.

В наше время, как и сто лет назад, множество паломников регулярно посещают склеп Матвея Татомира. В Санкт-Петербурге существует Общество почитателей блаженного Матфея затворника, которое занимается сбором информации о жизни подвижника. Экспертами в данном фильме стали протоиереи Виктор Голубев и Александр Сорокин. После окончания просмотра перед зрителями выступили некоторые создатели фильма, представители съёмочной группы и консультанты.

Иеромонах Пимен (Шевченко) рассказал собравшимся о духовном смсысле подвига затворничества., монахиня Севастиана (Богомолова) напомнила о необходимости почитания отечественной истории, в том числе о проблеме исследования и увековечивания в народной памяти самых трагических и скорбных исторических событий в нашей стране. Культуролог Ирина Москвина подчеркнула об особой роли петербургской культуры в сюжете данного фильма. Оператор-постановщик фильма выступил Иван Тышко рассказал собравшимся о проблематике съёмок современного художественно-публицистического фильма на исторические темы.

После него слово взял общественный деятель Георг Габриелян, сыгравший эпизодическую роль в игровой сцене в начале фильма. Габриелян, анализируя сюжет фильма, призвал всех гостей к поискам мира и взаимопонимания против жестокости и насилия в обществе.

Соведущая фильма Ольга Линицкая рассказала гостям об особенностях съёмок данной киноленты. После выступлений создателей фильма состоялся небольшой концерт певицы Анны Абикуловой, написавшей музыку к фильму «Страсти по затворнику». Затем Президент благотворительного фонда помощи детям, пострадавшим от войны «Хайат» Вакид Шаалан-Анохин торжественно передал иеромонах Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Пимену (Шевченко) точную копию блокадного образа Святой Нины, в день которой произошло полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады Вакид Шаалан-Анохин напомнил, что 5 апреля 2017 года мы отметили 75-летию блокадного крестного хода, состоявшегося 5 апреля 1942 года. Он также обратил внимание собравшихся на тот факт, что Матвей Татомир побывал в Сирии и приобрёл там духовный опыт сирийских затворников, который органически перенёс в Россию, став петербургским затворником.

В конце творческого вечера создатели фильмы получили в награду почётный значок «Личность Петербурга» от имени президента Историко-культурного центра «Личность Петербурга» Афлатуна Алиева.