На Балтийском заводе проходит испытания плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Скоро будет загружено ядерное топливо и произойдет пуск реакторов. Гринпис бьет тревогу, исполнители проекта заявляют о его пользе и безопасности. НЕВСКИЕ НОВОСТИ собрали мнения разных сторон по этому вопросу. В Петербурге на Балтийском заводе построен и проходит испытания плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». В скором времени будет загружено ядерное топливо и произойдет физический пуск реакторов. Гринпис бьет тревогу, исполнители проекта заявляют о его пользе и безопасности. НЕВСКИЕ НОВОСТИ собрали мнения разных сторон по этому вопросу.

«Прямо сейчас в Петербурге идут комплексные швартовные испытания нашего первого плавучего энергоблока», — буднично рапортует 17 апреля в своем канале в Твиттере «Росатом». Между тем, речь идет о вызвавшей бурную дискуссию в среде экологов и общественников плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», которую яблочники, например, успели окрестить «Фукусимой на Неве», тревожась за грядущий запуск реакторов в прямой близости от центра города.

Еще месяц назад в петербургском законодательном собрании «поднял волну» председатель регионального отделения партии «Яблоко» Михаил Амосов. Депутат просил коллег поддержать его проект обращения к губернатору Георгию Полтавченко. От губернатора требовалось выразить свое отношение к загрузке ядерного топлива и запуску реакторов экспериментальной плавучей АЭС «Академик Ломоносов» в черте города. Попутно парламентария волновал вопрос, как вообще горадминистрацией было выдано разрешение на проведение таких работ в самом сердце Петербурга – на Балтийском заводе. Коллеги-депутаты инициативу поддерживать не стали, вопрос проведения опасных испытаний в считанных километрах от Мариинского дворца их не заинтересовал. Судя по тому, что испытания идут в плановом режиме, откладывать или переносить из Петербурга процесс загрузки ядерного топлива в ПЭБ никто не будет.

О чем, собственно, речь?

В Петербурге на «Балтийском заводе» по заказу «Концерна Росэнергоатом» построили плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» с двумя реакторными установками для плавучей АЭС (ПАТЭС) в городе Певек на Чукотке. Сейчас ведутся комплексные испытания энергоблока. В обозримом будущем – весьма скоро – на завод доставят ядерное топливо, которое загрузят в реакторы. После чего последует физический запуск реакторных установок. В планах – завершить все работы и подготовить ПЭБ «Академик Ломоносов» к буксировке на Чукотку уже в ноябре текущего года. Ввод в эксплуатацию «Академика Ломоносова» в составе ПАТЭС назначен на 2019 год.

Глобальные перспективы проекта многообещающие. Плавучие энергоблоки можно использовать на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, обеспечивая электроэнергией и тепловой энергией крупные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. Более того, как сообщает комплектный поставщик реакторных установок АО «ОКБМ Африкантов», ПЭБ может использоваться в составе водоопреснительного комплекса, интерес к которым проявляют в странах Африки, Азии и Европы, испытывающих недостаток пресной воды. Потенциальная выгода проекта, не в последнюю очередь для петербургского Балтийского завода, очевидна. Но есть и оборотная сторона, о которой заявляют экологи.

Петербург под угрозой

Экологи, некоторые депутаты и ряд общественников заявляют, что многомиллионный Петербург находится под реальной угрозой, ведь радиационно-опасные работы по загрузке топлива и запуск реакторов пройдут фактически в трех километрах от Эрмитажа. Несколько тысяч подписей собрала петиция против проведения этих работ, размещенная на странице организации «Гринпис». «Яблочники» хотят, чтобы губернатор отозвал ранее выданное разрешение на проведение работ. Общественников возмущает, что о том, что происходит в сердце города, не спросили его жителей – общественных слушаний по этому вопросу не проводилось, так как с юридической точки зрения, «Академик Ломоносов» — объект атомного судостроения, а не собственно атомная электростанция, и нормативы для его строительства несколько иные. В частности, не нужны ни общественные слушания, ни необходимость строить в многокилометровом отдалении от города.

В беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Михаил Амосов ясно обозначил свою позицию – проводить работы по загрузке ядерного топлива в атомную станцию в центре Петербурга опасно.

«Я считаю, что проводить в центре Петербурга радиационно-опасные работы не стоит из соображений безопасности. Хорошо, здесь, на Балтийском заводе, ее строят. Но почему надо загружать ядерное топливо в Петербурге? Может быть, стоит это делать в другом месте, где не так много народа живет? – ставит вопрос депутат. — До недавнего времени вообще атомные станции в крупных городах сооружать было запрещено. И еще момент – эта станция будет транспортирована в город Певек на Чукотку. Там проводились общественные слушания по этому вопросу. Процедура общественных слушаний проходит и по менее острым вопросам, а по вопросу строительства атомной станции в Петербурге общественных слушаний почему-то не проводилось. Реактор начнет работу здесь. Не вижу логики – почему тогда нет общественных слушаний? Проведите их, расскажите петербуржцам, как это «безопасно». Нет, все делается за закрытыми дверями. Меня это очень настораживает. Вся эта секретность до добра не доводит, это и жизненный опыт подсказывает».

Парламентарий отдельно подчеркнул, что оставлять этот вопрос не намерен. Его вновь поднимут в самое ближайшее время – в очередную годовщину трагедии в Чернобыле.

Эксперты Гринпис России называют загрузку ядерного топлива в черте города неоправданным риском, да и в принципе считают плавучую АЭС – экспериментальный объект – чрезвычайно опасной. Приводим цитату из опубликованного на сайте организации материала: «Эксперты утверждают, что в случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. Опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками это доказывает, причём к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления (землетрясения, цунами), морское пиратство и терроризм. В случае захвата плавучей АЭС в руки преступников попадёт значительное количество высокообогащенного урана и они получат шанс для ядерного шантажа».

Очевидно, контролировать перемещения уже готовой к буксировке плавучей АЭС будут компетентные службы. Что касается работ по загрузке топлива и пуска реакторов, Балтийский завод дает гарантию безопасности. «Все работы по строительству плавучего энергоблока, осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Прокуратура, ФСБ), — официально информируют на «Балтийском заводе». — «Балтийский завод-Судостроение» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности  в сфере атомного судостроения».

Взгляд со стороны

Сложившаяся ситуация выглядит неоднозначной. Чтобы осмыслить происходящее, нужно несколько подняться над спорящими сторонами и постараться увидеть рациональное зерно. Такой позиции придерживается Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология», которого НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили прокомментировать историю с «Академиком Ломоносовым».

По мнению Сергея Лисовского, найти баланс между экономическим развитием и экологической безопасностью всегда было сложно. Получать электроэнергию абсолютно безопасными способами человечество пока не научилось. Но важно понимать, для чего в принципе все делается – а делается это для людей и работать должно максимально эффективно. Альтернативные источники энергии для Чукотки искать или создавать весьма сложно. Стоит вопрос эффективности: «Можно и солому туда завезти, и дрова по Северному Морскому пути, и обогревать людей. Но какова эффективность?».

И то, что на петербургском заводе реализуется уникальная высокотехнологичная разработка с привлечением высококлассных специалистов, большое достижение, доказательство того, что мы можем, на что способны. Более того, именно специализированное предприятие может обеспечить наивысшую степень безопасности при проведении сложных работ.

«Балтийский завод – специализированный. Уверен, будут соблюдены все меры безопасности. Как раз заменить его чем-то другим, на мой взгляд, более опасно. Вывезти объект куда-то в «чистое поле» и в каком-то ином, менее подготовленном прибрежном районе пытаться производить проверки и испытания, на мой взгляд, означает провоцировать аварийную ситуацию», — комментирует Сергей Лисовский. «При всем этом мы должны не полностью отвергать критику, а учитывать ее, чтобы повысить меры безопасности», — добавляет эксперт.

Опасная радиофобия

Беседа о ситуации вокруг «Академика Лебедева» затронула еще один небезынтересный момент – вероятность манипулирования общественным мнением в пользу тех или иных интересов. Как считает Сергей Лисовский, раздувать боязнь в обществе, радиофобию, – значит, создавать тоже своего рода угрозу. Собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ напомнил имевшую место несколько лет назад ситуацию, когда по городу кто-то начал распространять информацию о якобы произошедшей аварии на ЛАЭС. Все бросились закупать в аптеках йод, началась паника, звонки, детей забирали из детских садов. Оказалось, что это конкуренты из Прибалтики спровоцировали распространение вала смс-ок в рамках конкурентной борьбы против начала строительства Балтийской АЭС в Калининграде.

«Поднимая волну радиофобии, можно добиться массовой паники. А с ее помощью могут быть спровоцированы страшные дела с далеко идущими последствиями. Позицию Гринписа по атомной энергетике мы знаем давно. Но критику проекта нельзя превращать в панику с потенциальной угрозой массовых беспорядков», — резюмирует Сергей Лисовский.

Юлия Медведева, Информационное агентство «Невские Новости»

Справка ИА «Невские Новости»:

Характеристики плавучего энергетического блока «Академик Ломоносов»

 Водоизмещение 21,5 тыс. тонн,

 Команда   69 человек.

 ПАТЭС не оборудована собственными двигателями, поэтому для его транспортировки необходим буксир.

 Станция оснащена двумя модифицированными двигателями KLT-40, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тыс. человек.

 ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.

 Назначенный срок службы ПЭБ — 35 — 40 лет.

 Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5 — 3,0 года.

 ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.