«Поручаю Правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае» (из обращения В.В.Путина 01.12.2016 г. к Федеральному собранию).

Сточные воды г.Улан-Удэ не сливать в р.Селенга, а утилизировать на ЗПО.

Постановлением Правительства РФ утверждена от 21 августа 2012 г. ФЦП «Охрана оз.Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.», в приложениях №1 и №3 которой поставлена задача сократить объем сброса загрязненных сточных вод с очистных сооружений в водные объекты Байкальской природной территории. К таким объектам в г.Улан-Удэ относятся правобережные и левобережные очистные сооружения, сливающие стоки в р.Селенга.

Согласно приложению №1, сокращение объема сброса сточных вод к концу 2020 г. планируется довести до 31,6% по сравнению со сбросами 2013 г. Возможно ли это осуществить согласно Приложению №3, за счет модернизации и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения, это большой вопрос.

Сколько стоков поступит на очистные сооружения, такое же количество будет слито в р.Селенга. Никакой охраны стратегических запасов пресных вод оз.Байкал как не было, так и не будет, если даже 100% стоков отводить на возможно в дальнейшем проектируемые на левобережной пойме р.Селенга поля фильтрации (ПФ), то все равно эти стоки в сильнофильтрующих песчано-гравелистых грунтах окажутся в русле реки Селенга, не говоря о часто повторяющихся наводнениях, которые затапливают пойму от горы до горы слоем до 0,5 и более метра, так что использовать пойму реки Селенга в интересах очистки стоков бесполезно.

Какой опасностью обладают загрязненные сточные воды, оказавшись в реке?

В первую очередь, гибнет все биоразнообразие, находящееся в ней, которое служит основным питанием для рыб, гибнет и сама рыба, приспособившаяся к жизни в пресной чистой воде, гибнут и эмбрионы икры отнерестившихся в реке рыб. Многолетний мониторинг, проведенный «Байкалрыбводом», за жизнедеятельностью омулевой икры с естественных нерестилищ р.Селенга установил, что выживаемость икры до створа выпуска сточных вод с очистных сооружений города составляла 50%, то ниже створа она доходила до 3-4%. Никакие рыборазводные заводы никоим образом не смогут восполнить такие огромные потери эмбрионов икры в воспроизводстве промыслового омуля.

Информационный бюллетень «Товары, качество, рынок» Бурятского ЦСМ №1 от 29.01.99 г. отметил, что «качество воды оз.Байкал за последние четыре года ухудшилось довольно значительно. Содержание солей увеличилось с 0,18 гр на литр до 0,32, и это лишь за одну миллионную долю времени существования оз.Байкал».

Ознакомлю с правительственными решениями, концепциями, публикациями в СМИ по вопросам утилизации и запрете сброса сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории.

В 1987 году было принято Постановление бюро ОК КПСС и Совета Министров Бурятской АССР №5-27/1 от 05.06.1987 г. «О мерах по обеспечению охраны и рациональному использованию природных ресурсов бассейна оз.Байкал в 1987-1995 г.», в котором в одном из пунктов было поручено: «Минводхозу РБ, Госагропрому, УС «Бурводстрою» изыскать и построить земледельческие поля орошения (ЗПО) с использованием стоков г.Улан-Удэ», в других пунктах к этому делу привлекались ученые БНЦ. По данному постановлению ученые БНЦ предложили стоки закачивать трубопроводом длиной 35 км в Тапхарскую впадину глубиной 49 м и потом использовать их на ЗПО Иволгинской долины, хотя долина засолена близким стоянием грунтовых вод и фильтрационные способности грунтов сильно ограничены, а также близкое расположение к реке Селенга.

Газета «Правда Бурятии» от 18.04.1989 года опубликовала мою статью «Где утилизировать стоки», в которой была предложена Тугнуйская долина Мухоршибирского района, находящаяся вдали от рыбохозяйственных водоисточников и малочисленного проживания населения в ней. В долине можно создать ЗПО на землях сельскохозяйственного назначения.

В марте 1993 года была разработана «Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна оз.Байкал». В ней четко предлагалось, что нужно срочно делать, чтобы улучшилось экологическое состояние в бассейне оз.Байкал:

— в озеро поступают многочисленные сточные воды, это должно быть прекращено (стр.81);

— если мы ничего не предусмотрим сейчас, то что мы сделаем позднее будет иметь мало значения (стр.25).

Предвидения разработчиков концепции, как сейчас видим, оправдались – оз.Байкал превращается в болото. Этой же концепцией в республику было запрещено ввозить и использовать минеральные удобрения, пестициды, арборициды и другие химические средства защиты леса и растений, а вот со сбросом сточных вод в реку Селенга не можем решить в течении четверти века, ни одна из четырех ранее принятых программ, в том числе и ныне действующая ФЦП.

В 2008 году была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-Р, в которой, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики РФ в сфере экологической безопасности, выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, с созданием эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.

ФЦП «Охрана оз.Байкал … на 2012-2020 гг.» и Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ по срокам их действия – до 2020 года – декларативно совпадают, но никакой увязки по утилизации стоков по непонятным причинам Правительство РФ не осуществило.

Мои неоднократные обращения к главе республики Наговицыну В.В. по изложенным выше аргументам, несуразицы в ФЦП «Охрана оз.Байкал…» с просьбой войти в ходатайство к Правительству РФ выделить средства для проведения мониторинга по утилизации сточных вод г.Улан-Удэ с захватом стоков и отходов строящегося Восточно-Сибирского свиноводческого комплекса в поймах р.Брянка и р.Уда по утилизации их отходов на ЗПО Тугнуйской долины. Все мои обращения направлялись его Заместителями для решения и подготовки ответа автору только в Минприроду РБ, являющееся исполнителем ФЦП, которое копировало ответы мне, что мое предложение очень и очень дорогое, большой перепад высот, большая разница летних и зимних температур, там Заказник Тугнуйский (хотя он существовал и во времена СССР и никому не мешал работать на полях, лугах и пастбищах, а теперь стал преградой созданию ЗПО на тех же самых землях).

Пользуясь конституционным правом и бездействием госорганов, должностных лиц, общественных организаций в РБ, я со своим предложением утилизировать сточные воды с очистных сооружений г.Улан-Удэ вдали от рыбохозяйственных источников на ЗПО Тугнуйской долины 02.03.2013 г. обратился к Президенту РФ Путину В.В., который дважды побывал в поселке Тугнуй у Даши Варфоломеевой, и наверняка запомнил эту заброшенную долину.

И только Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций занялось поиском министерств, которые бы решили или детально рассмотрели утилизацию стоков на ЗПО.

От Минрегиона России получил два ответа, от Минприроды России – три, от Минстроя России, который занимается реализацией, контролем за исполнением утвержденных ФЦП и инвестиционных проектов, – переписка с ним еще продолжается.

В марте 2014 г. Минстрой России обратилось в Правительство Республики Бурятия обратить внимание на мое предложение, которое напрямую соответствует распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-Р.

Заместитель Председателя Правительства РБ Егоров И.М., не раздумывая, переадресовал эту просьбу Минстроя России опять в Минприроду РБ, которое никакой экспертизы не организовало и ответило мне, как и ранее, что утилизировать стоки на ЗПО нецелесообразно.

Поднимаясь вверх по р.Уда в нее осуществляют сбросы сточных вод с поселений по Спиртзаводской ветке, военных городков, поселка «Восточный», Машзавода, с.Онохой и других. Особенно вызывает большую угрозу экологии строящийся в устье р.Брянка, притока р.Уда, Восточно-Сибирский свиноводческий комплекс, с расширением его до 140 тыс.голов.

Газета «Новая Бурятия» от 5 октября 2014 года назвала эту стройку «опасный свинокомплекс», в результате ввода его в эксплуатацию «самую большую тревогу у экологов вызывают технологии удаления, хранения, обеззараживания и утилизации огромного количества отходов производства в виде навоза». Надежность работы ПФ, «голубых лагун» вызывает большое сомнение, поскольку пойменные земли р.Уда сложены из песчано-гравелистых грунтов и профильтровавшиеся стоки с подрусловыми течениями снова окажутся в р.Уда и эффект очистки стоков через «лагуны», ПФ может приблизиться к нулю, а затраты средств колоссальны.

Я в обращении к В.В.Путину предлагал все отходы от строящегося комплекса забрать отдельной трубой и перекачать их рядом со стокоотводом из г.Улан-Удэ на ЗПО Тугнуйской долины, этим самым мы 100% защитим от гибели окружающую среду в пойме р.Уда, р.Брянка, а в стокоотвод от г.Улан-Удэ по пути забрать стоки районного центра с.Заиграево, с.Новая Брянь.

Надо иметь ввиду, что ПФ, ЗПО являются неотъемлемыми объектами очистки стоков, как и сами очистные сооружения, но никак ЗПО не относится к объектам сельскохозяйственного назначения, и должны строиться за счет средств по ФЦП «Охрана оз.Байкал…».

Строительство стокоотвода, согласно плана-схемы, будет строиться в обжитой территории с наличием дорог, в т.ч. ж/д ветки к угольному разрезу Саган-Нур, жилых поселков, ЛЭП и т.д., чем сейчас ведется строительство газопровода «Сила Сибири» в гористой не обжитой местности с отсутствием дорог, ЛЭП, с созданием вахтовых поселков и т.д.

Некоторые данные о землях и климате Тугнуйской долины, на которых предлагается создать ЗПО. Это склоновые земли с очень малым уклоном к водоисточнику речке Тугнуй. Сейчас земли сельхозначения – пашни, луга, пастбища – в основном заброшены. Почвы в большинстве своем лугово-каштановые, среднесуглинистые, слабощелочные полного и укороченного профиля, мощность гумусового горизонта 20-28 см. по агрохимическим свойствам эти почвы характеризуются слабой гумусированностью (2,7-3,2%). Природно-климатические условия долины Тугнуя характерны для зоны сухих степей, осадков выпадает мало, в среднем 187 мм, обилие солнечных дней, малоснежные зимы. Ссыльный декабрист Н.А. Бестужев характеризовал климат южных районов Бурятии: «засуха здесь явление постоянное». Многочисленные ключи со стороны хребта Цаган-Дабан резко убавили свой дебет, а некоторые из них пересохли. Основная речка Тугнуй зимой перемерзает, а летом пересыхает и редко добегает до р.Хилок.

Грунтовые воды на предлагаемых ЗПО колеблются на глубине от двух до пяти метров, что обеспечит хорошую фильтрационную способность поступившим стокам. Многолетнее производственное использование стоков на ЗПО в других регионах России позволяют судить о том, что урожайность кормовых культур в 2-4 раза выше, чем на богарных землях. При регулярном орошении достигалась полная доочистка сточных вод в метровом слое почвы по химическим, бактериологическим и гельминтологическим показателям, и санитарное состояние почвы и растений на ЗПО отвечало требованиям ГОСТов. Напрочь отпадают на ЗПО затраты на применение каких-либо минеральных удобрений, поскольку их предостаточно в сточных водах.

Установлено, что при орошении сточными водами повышается качество урожая кормовых культур: увеличивается содержание сырого протеина, сырого жира, сахара, без азотистых экстрактивных веществ, что свидетельствует о высокой питательной ценности кормов.

Многолетние травы, возделываемые на лугах и даже бедных пастбищных угодьях, при орошении сточными водами увеличивают урожай в 3-4 раза, кроме того, они развивают мощную корневую систему и образуют хорошую дернину, что создает благоприятные условия для повышения плодородия почв и достижения высокой степени доочистки сточных вод.

Удаленность ЗПО от основных рыбохозяйственных водоемов составляет до р.Хилок 70 км, до створа сброса сточных вод в р.Селенга – около 200 км и до самого священного моря 370 км.

Годовой объем сбрасываемых в р.Селенга сточных вод в 210 тыс.куб.метров в сутки, с учетом стоков свинокомплекса, по моим расчетам позволит создать ЗПО на площади 40-45 тыс.га. Если мы претворим это предложение в жизнь, то на ЗПО, при условии создания там соответствующей службы (Агрохолдинга), гарантированно ежегодно можно получать громадное количество кормов, большую часть из которых можно термически на комбикормовом заводе переработать в гранулы, муку и другие ассортименты для любых потребителей: птиц, свиней, КРС, овец и т.д., обеспечив кормами не только имеющееся поголовье в РБ, но и продажу их в другие регионы, МНР. Можно организовать производство дорогостоящих семян многолетних трав, чем ранее занимались Мухоршибирские хозяйства.

Строительство стокоотвода от очистных сооружений города в долину с подкачивающими насосными станциями, самих ЗПО и их дальнейшая эксплуатация резко снизят безработицу среди сельских жителей, и вызовет доприселение квалифицированных кадров многих видов специалистов. Заработает республиканская программа по возрождению малых сел, а их вблизи ЗПО около десятка, улучшится инфраструктура в селах, прекратится отток молодежи в другие регионы.

Озеро Байкал – это не собственность Республики Бурятия и Иркутской области, а объект мирового наследия, и любые мониторинги, составление проектно-сметной документации, строительство должно осуществляться только за счет ФЦП «Охрана оз.Байкал…», но не за счет региональных бюджетов, как это трактует Минприрода РБ.

Создание ЗПО в Тугнуйской долине по доочистке стоков и получение громадного количества кормов с площади 40-45 тыс.га станет гарантированным объектом в импортозамещении, при этом в оборот будут возвращены давно заброшенные земли сельхозназначения, о которых В.В.Путин озвучил в послании к Законодательному Собранию 3 декабря 2015 года.

В былые годы Мухоршибирский район в республике славился как хлеборобный, если построят ЗПО, то он приобретет славу «фабрики кормов» и получит большие вливания в бюджет района в виде налоговых отчислений.

В региональном СМИ, baikal-media.ru, от 03.02.2017 г. Минприроды РФ раскритиковала степень очистки стоков только на 20%, что на реконструкцию Улан-Удэнских очистных сооружений потребуется 2,7 млрд.руб., а «по некоторым другим оценкам стоимость строительства очистных сооружений в г.Улан-Удэ может достичь 8 млрд. руб.», говорят в природоохранном ведомстве.

До конца программы ФЦП осталось четыре года, может быть успеем построить только первую очередь, при этом экологи считают, что сроительство одного очистного объекта в региональном центре не решит проблему загрязнения оз.Байкал.

А вот накануне, в газете «Байкальская правда» от 31.01.2017 г. №3, Арнольд Тулохонов, академик РАН, на вопрос корреспондента «Какова Ваша точка зрения о низком качестве работы очистных сооружений», интервьюируемый ответил: «С моей точки зрения, строить очистные сооружения бессмысленно и не эффективно, учитывая …, что зимой все замерзает, очистные сооружения работать не будут»; «нужно думать о полях фильтрации (ПФ), с которых отходы либо отвозить, либо делать из них какие-то полезные вещи». С вывозом отходов возникнут большие проблемы с их утилизацией, расстояние отвозки их может составить не один десяток километров, финансовые затраты будут немалые, а вот с созданием ЗПО такие проблемы полностью отпадают. А поделки «полезных вещей» из дурно пахнущих отходов мало кому будут нужны даже в качестве удобрений для дачников (ДНТ).

В моем обращении к Президенту РФ Путину В.В. от 02.03.2013 г., я обращал внимание на то, что сами очистные сооружения г.Улан-Удэ расположены в центре водоохраной зоны прямо на берегу р.Селенга и по закону их там не должно быть вообще, а мы их по ФЦП «Охрана оз.Байкал … на 2012-2020 гг.» включили в модернизацию и реконструкцию, тратя громадные средства государства и региона. Спрашивается, чем руководствовались экспертные органы, предлагая утвердить ФЦП, причем целевой индикатор взят: сокращение объема сброса сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории, а достичь снижения объема стоков реконструкцией невозможно.

Анализируя публикацию «Байкал-медиа» по стоимости строительства очистных сооружений до 8 млрд.рублей, и высказывание Арнольда Тулохонова о бесполезности их строительства в г.Улан-Удэ, а это означает, что их надо вообще ликвидировать из водоохраной зоны реки Селенга, а этот срок все равно наступит, так возникла «патовая» ситуация, так где же искать «золотое сечение», где же выход из «лабиринта»??

А может быть этот выход можно извлечь, анализируя следующее предположение. Сейчас на очистные сооружения города стоки поступают в смешанном виде, бытовые хозкоммунальные и стоки с промышленных объектов. По объему бытовые стоки ориентировочно составляют 85-90%, а остальные 10-15% с промышленных объектов, которые в г.Улан-Удэ банкротятся и «умирают». Бытовые стоки малотоксичны и могут без очистки использоваться на ЗПО, а вот стоки с промышленных предприятий надо очищать на локальных сооружениях до необходимой кондиции, а затем их смешивать с бытовыми стоками и транспортировать на ЗПО и даже какое-то количество элементов таблицы Менделеева окажется в стоках – они крайне необходимы для роста и развития с/х культур на ЗПО.

Напрашивается резонный вопрос, если эти смешанные стоки не нуждаются в очистке на очистных сооружениях города, то сооружения вообще станут обузой для города, и зачем их реконструировать по ФЦП, тратя громадные средства. Если такое положение быть реально может, то мониторинг по утилизации стоков на ЗПО проводить не обязательно и, не теряя драгоценного времени, можно сразу приступить к разработке ТЭО или ПСД.

Надо воспользоваться Программой «Байкал: великое озеро великой страны», которая рассчитана на 2017-2025 годы и объединяет все существующие госпрограммы и по срокам позволит осуществить не только разработку ПСД, но и само строительство по утилизации стоков на ЗПО Тугнуйской долины. Только общественность может воздействовать на Федеральное Правительство, включив утилизацию стоков, а не их сброс в р.Селенга. Такой прессинг на Правительство ранее удалось осуществить, отодвинув из водосборной площади оз.Байкал нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». К этой проблеме по охране стратегических запасов пресных вод оз.Байкал возможно подключится вновь назначенный Путиным В.В. ВРИО Главы республики Бурятия Цыденов А.С.

Безусловно, экономические затраты на осуществление предложения будут значительными, но они не могут быть сравнимы с отрицательными последствиями загрязнения р.Уда, р.Селенга и оз.Байкал.

Надо иметь в виду, что разумно используя ту же природу, землю, микроорганизмы в ней, солнечную энергию, мы от вредных загрязняющих стоков получим только положительные результаты, с высокими социально-экономическими показателями для республики Бурятия.

Думаю, что мое предложение, реально осуществимое и подтверждаемое изложенными в тексте фактами и ссылками на официальные документы, публикациями в СМИ разных лет, будет поддержано общественными организациями, национальными диаспорами, молодежными движениями, простыми гражданами, проживающими не только в республике, но и за ее пределами.

Всем миром мы не дадим умереть уникальному природному символу России – озеру Байкал, ведь Байкал действительно великое озеро великой страны.

Ветошников Агей Лаврентьевич,

пенсионер, труженик тыла ВОВ

670031, г.Улан-Удэ, ул.Терешковой 20а, кв.27

8-914-835-26-17, 23-23-86