Шлиссельбург внес свой вклад в грандиозный проект «Ямал СПГ», который сейчас реализуется на полуострове. В нашем городе на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис» разработаны, изготовлены, испытаны и готовы к отправке за Полярный круг очистные сооружения специального назначения. Уникальное оборудование позволяет очищать воду, загрязненную нефтепродуктами в условиях крайнего севера, при температуре ниже 40 градусов. Подробнее об этих очистных сооружениях рассказали директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Александрович Жигульский, технический директор предприятия Александр Владимирович Соловей и его заместитель Игорь Олегович Олейник.
– Расскажите поподробнее о проекте, который реализуется на Ямале.
– Это поистине грандиозный проект: стройка соизмерима по масштабам с космодромом «Восточный» или мостом для Крыма! На Ямале еще в 70-х было открыто Южно-Тамбейское месторождение. Запасов газа там, по предварительным данным, хватит на 120 лет. Но всё это время месторождение не осваивалось из-за несовершенства технологий: суровая Арктика брала своё. Сейчас нашим буровым станциям и прочему оборудованию не страшны ни лед, ни морозы. На Ямале ведется строительство предприятия по производству сжиженного газа. За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал — это ещё и порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азию и Европу. Совсем недавно, 25 ноября 2016 года, был спущен на воду первый танкер для доставки газа с Ямала.
– Какие разработки шлиссельбургского предприятия востребованы в суровом северном крае?
– У судов, которые будут приходить в порт Сабетта на Ямале в процессе эксплуатации на самом дне трюма образуются подсланевые или, как их еще называют, льяльные воды. Их обработка и утилизация представляют одну из труднейших задач. Подсланевые воды отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как, к примеру, серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. Удалять такую воду за борт запрещается санитарными правилами. Суда оборудуют специальными емкостями для сбора подсланевых вод, из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается на специальные станции для очистки.
Компания ООО «Эко-Экспресс-сервис» разработала проект очистных, которые могут применяться на Ямале. Мы участвовали в тендере, выиграли его, прошли длительные процедуры согласования. Затем произвели монтаж и испытания оборудования. А начиналось все два года назад, когда наша компания создала устройства для сбора и очистки ливневых стоков с территории порта Сабетта на Ямале. Заказчики остались довольны, и наше сотрудничество продолжается.
– Правильно ли я поняла, что не только идея проекта, но и ее реализация принадлежит вашему предприятию?
– Да, разработка проекта, монтаж всех систем, испытания велись в Шлиссельбурге на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Всего над данным проектом трудились около 30 человек. Сначала над технической документацией работал проектный отдел, а это специалисты по строительным конструкциям, электрике, автоматике, технологии очистки, механике, вентиляции, пожарным и охранным системам. Затем по нашей документации на Кировском заводе был изготовлен контейнер. Собственно сборка модуля осуществлялась нашими специалистами: монтажниками, электриками, автоматчиками, наладчиками… Собрано качественно, и, что немаловажно в современных экономических условиях, практически все использованные детали отечественного производства.
– Как происходит процесс очистки загрязненной топливом воды?
– Насосы забирают из емкости на судне нефтесодержащие льяльные воды. Затем жидкость насыщается воздухом, к ней подаются реагенты: флокулянт (для лучшей сцепки воздуха с нефтепродуктами) и коагулянт (для укрупнения растворенных нефтепродуктов). Нефтепродукты прилипают к пузырькам воздуха и всплывают, образуя слой пены. Пена собирается в отдельную емкость, а затем насос перегоняет ее в контейнер для утилизации опасных отходов. Очищенная от нефтепродуктов вода попадает в небольшой отстойник, а затем проходит через две ступени очистки фильтрами, предусмотрены и резервные фильтры.
Все показатели качества воды контролируются лабораторией. Вода соответствует требованиям рыбохозяйственных водоемов, а предельно допустимые концентрации определенных веществ там гораздо жестче, чем для питьевой воды.
– Значит, воду, прошедшую очистку от нефтепродуктов, можно пить?
– Теоретически она может использоваться для питьевых нужд, но это нецелесообразно делать из-за органолептических качеств. Попросту говоря, она невкусная.
– В чем уникальность этих очистных?
– Оборудование работает в автоматическом режиме, обеспечивая качественную очистку загрязненных нефтепродуктами вод даже без присутствия персонала. Щит автоматической системы управления процессами – это полностью разработка «Эко-Экспресс-Сервиса», наши специалисты написали и программу управления всеми системами очистных. Информация о работе оборудования, показания датчиков передаются диспетчеру, можно ее вывести на планшет руководителю. По сути, человек может управлять работой оборудования из любой точки мира, дистанционно вносить корректировки в программу, исправлять ошибки. Мы сообщили заказчику о возможности управлять оборудованием, например, из Петербурга, но так как это режимный объект, было принято управление осуществлять на месте.
Еще один плюс этих очистных сооружений заключается в их исполнении: они блочного типа: чтобы их установить, не нужно производить земельных работ, что очень важно в условиях вечной мерзлоты. Удобны они и для транспортировки. На Северо-Западе аналогов у данного оборудования нет.
– Какова производительность оборудования?
– Более 10 кубометров воды в час, при непрерывной работе – 240–260 кубометров в сутки.
– Учтены ли при проектировании и монтаже оборудования требования пожарной безопасности?
– В ходе очистки льяльных вод образуются пары нефтепродуктов, при искре возможен взрыв, поэтому все оборудование относится к категории А. Сам модуль, а также все оборудование взрывозащищенные. Предусмотрены датчики-газоанализаторы, датчики дыма и пламени. Если эти датчики срабатывают, автоматически включается пожарная сигнализация и вентиляция, а насосы и система очистки отключаются. Вентиляционные системы можно также включить при входе в модуль, если человеку все же потребуется зайти внутрь.
– Где, кроме Ямала, может использоваться данное оборудование? Насколько нужны стране такие разработки по очистке воды?
– Такие очистные нужны везде, где образуются нефтесодержащие сточные воды: порты, автозаправки, котельные и т.п., вне зависимости от климатического региона. Нашими разработками интересуются, и мы боремся за заказы, участвуем в тендерах.
К сожалению, наше действующее законодательство позволяет относиться к экологии по остаточному принципу. Например, за сброс неочищенных сточных вод проще заплатить и штрафы, и повышенные тарифы, но не заниматься установкой очистных сооружений. К тому же те нормативы на качество сбросов, которые существуют, очень жесткие. Чтобы их достичь, требуются значительные затраты. И предприятия зачастую предпочитают платить штрафы.
– Государство поддерживает предприятия экологической направленности?
– Нет, мы на обычной системе налогообложения.
– А вы ждете от Года экологии изменений к лучшему?
– Пока экономика в целом не изменится, отношение к экологии останется прежним. Нельзя экологию рассматривать в отрыве от экономики. Для стимулирования экологической деятельности, нужно вносить изменения в природоохранное законодательство. Мы понимаем, что рано или поздно это произойдет и работаем на перспективу.
Беседовала Любовь Дубовик
Фото автора
Официальный сайт Администрации Шлиссельбурга
09.12.2016
УНИКАЛЬНЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГОТОВЫ К ОТПРАВКЕ НА ЯМАЛ
Шлиссельбург внес свой вклад в грандиозный проект «Ямал СПГ», который сейчас реализуется на полуострове. В нашем городе на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис» разработаны, изготовлены, испытаны и готовы к отправке за Полярный круг очистные сооружения специального назначения. Уникальное оборудование позволяет очищать воду, загрязненную нефтепродуктами в условиях крайнего севера, при температуре ниже 40 градусов. Подробнее об этих очистных сооружениях рассказали директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Александрович Жигульский, технический директор предприятия Александр Владимирович Соловей и его заместитель Игорь Олегович Олейник.
– Расскажите поподробнее о проекте, который реализуется на Ямале.
– Это поистине грандиозный проект: стройка соизмерима по масштабам с космодромом «Восточный» или мостом для Крыма! На Ямале еще в 70-х было открыто Южно-Тамбейское месторождение. Запасов газа там, по предварительным данным, хватит на 120 лет. Но всё это время месторождение не осваивалось из-за несовершенства технологий: суровая Арктика брала своё. Сейчас нашим буровым станциям и прочему оборудованию не страшны ни лед, ни морозы. На Ямале ведется строительство предприятия по производству сжиженного газа. За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал — это ещё и порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азию и Европу. Совсем недавно, 25 ноября 2016 года, был спущен на воду первый танкер для доставки газа с Ямала.
– Какие разработки шлиссельбургского предприятия востребованы в суровом северном крае?
– У судов, которые будут приходить в порт Сабетта на Ямале в процессе эксплуатации на самом дне трюма образуются подсланевые или, как их еще называют, льяльные воды. Их обработка и утилизация представляют одну из труднейших задач. Подсланевые воды отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как, к примеру, серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. Удалять такую воду за борт запрещается санитарными правилами. Суда оборудуют специальными емкостями для сбора подсланевых вод, из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается на специальные станции для очистки.
Компания ООО «Эко-Экспресс-сервис» разработала проект очистных, которые могут применяться на Ямале. Мы участвовали в тендере, выиграли его, прошли длительные процедуры согласования. Затем произвели монтаж и испытания оборудования. А начиналось все два года назад, когда наша компания создала устройства для сбора и очистки ливневых стоков с территории порта Сабетта на Ямале. Заказчики остались довольны, и наше сотрудничество продолжается.
– Правильно ли я поняла, что не только идея проекта, но и ее реализация принадлежит вашему предприятию?
– Да, разработка проекта, монтаж всех систем, испытания велись в Шлиссельбурге на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Всего над данным проектом трудились около 30 человек. Сначала над технической документацией работал проектный отдел, а это специалисты по строительным конструкциям, электрике, автоматике, технологии очистки, механике, вентиляции, пожарным и охранным системам. Затем по нашей документации на Кировском заводе был изготовлен контейнер. Собственно сборка модуля осуществлялась нашими специалистами: монтажниками, электриками, автоматчиками, наладчиками… Собрано качественно, и, что немаловажно в современных экономических условиях, практически все использованные детали отечественного производства.
– Как происходит процесс очистки загрязненной топливом воды?
– Насосы забирают из емкости на судне нефтесодержащие льяльные воды. Затем жидкость насыщается воздухом, к ней подаются реагенты: флокулянт (для лучшей сцепки воздуха с нефтепродуктами) и коагулянт (для укрупнения растворенных нефтепродуктов). Нефтепродукты прилипают к пузырькам воздуха и всплывают, образуя слой пены. Пена собирается в отдельную емкость, а затем насос перегоняет ее в контейнер для утилизации опасных отходов. Очищенная от нефтепродуктов вода попадает в небольшой отстойник, а затем проходит через две ступени очистки фильтрами, предусмотрены и резервные фильтры.
Все показатели качества воды контролируются лабораторией. Вода соответствует требованиям рыбохозяйственных водоемов, а предельно допустимые концентрации определенных веществ там гораздо жестче, чем для питьевой воды.
– Значит, воду, прошедшую очистку от нефтепродуктов, можно пить?
– Теоретически она может использоваться для питьевых нужд, но это нецелесообразно делать из-за органолептических качеств. Попросту говоря, она невкусная.
– В чем уникальность этих очистных?
– Оборудование работает в автоматическом режиме, обеспечивая качественную очистку загрязненных нефтепродуктами вод даже без присутствия персонала. Щит автоматической системы управления процессами – это полностью разработка «Эко-Экспресс-Сервиса», наши специалисты написали и программу управления всеми системами очистных. Информация о работе оборудования, показания датчиков передаются диспетчеру, можно ее вывести на планшет руководителю. По сути, человек может управлять работой оборудования из любой точки мира, дистанционно вносить корректировки в программу, исправлять ошибки. Мы сообщили заказчику о возможности управлять оборудованием, например, из Петербурга, но так как это режимный объект, было принято управление осуществлять на месте.
Еще один плюс этих очистных сооружений заключается в их исполнении: они блочного типа: чтобы их установить, не нужно производить земельных работ, что очень важно в условиях вечной мерзлоты. Удобны они и для транспортировки. На Северо-Западе аналогов у данного оборудования нет.
– Какова производительность оборудования?
– Более 10 кубометров воды в час, при непрерывной работе – 240–260 кубометров в сутки.
– Учтены ли при проектировании и монтаже оборудования требования пожарной безопасности?
– В ходе очистки льяльных вод образуются пары нефтепродуктов, при искре возможен взрыв, поэтому все оборудование относится к категории А. Сам модуль, а также все оборудование взрывозащищенные. Предусмотрены датчики-газоанализаторы, датчики дыма и пламени. Если эти датчики срабатывают, автоматически включается пожарная сигнализация и вентиляция, а насосы и система очистки отключаются. Вентиляционные системы можно также включить при входе в модуль, если человеку все же потребуется зайти внутрь.
– Где, кроме Ямала, может использоваться данное оборудование? Насколько нужны стране такие разработки по очистке воды?
– Такие очистные нужны везде, где образуются нефтесодержащие сточные воды: порты, автозаправки, котельные и т.п., вне зависимости от климатического региона. Нашими разработками интересуются, и мы боремся за заказы, участвуем в тендерах.
К сожалению, наше действующее законодательство позволяет относиться к экологии по остаточному принципу. Например, за сброс неочищенных сточных вод проще заплатить и штрафы, и повышенные тарифы, но не заниматься установкой очистных сооружений. К тому же те нормативы на качество сбросов, которые существуют, очень жесткие. Чтобы их достичь, требуются значительные затраты. И предприятия зачастую предпочитают платить штрафы.
– Государство поддерживает предприятия экологической направленности?
– Нет, мы на обычной системе налогообложения.
– А вы ждете от Года экологии изменений к лучшему?
– Пока экономика в целом не изменится, отношение к экологии останется прежним. Нельзя экологию рассматривать в отрыве от экономики. Для стимулирования экологической деятельности, нужно вносить изменения в природоохранное законодательство. Мы понимаем, что рано или поздно это произойдет и работаем на перспективу.
Беседовала Любовь Дубовик
Фото автора
Официальный сайт Администрации Шлиссельбурга
09.12.2016
Газета "Общество и Экология"
13 января
безопасность, Газета и сайт, гражданское общество, общество и экология, ответы, комментарии, аналитика, разное, Экологические журналисты ЗА
"Эко-Экспресс-Сервис", очистные, Сабетта, сооружения, Ямал