Шлиссельбург внес свой вклад в грандиозный проект «Ямал СПГ», который сейчас реализуется на полуострове. В нашем городе на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис» разработаны, изготовлены, испытаны и готовы к отправке за Полярный круг очистные сооружения специального назначения. Уникальное оборудование позволяет очищать воду, загрязненную нефтепродуктами в условиях крайнего севера, при температуре ниже 40 градусов. Подробнее об этих очистных сооружениях рассказали директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Александрович Жигульский, технический директор предприятия Александр Владимирович Соловей и его заместитель Игорь Олегович Олейник.

         – Расскажите поподробнее о проекте, который реализуется на Ямале.

        – Это поистине грандиозный проект: стройка соизмерима по масштабам с космодромом «Восточный» или мостом для Крыма! На Ямале еще в 70-х было открыто Южно-Тамбейское месторождение. Запасов газа там, по предварительным данным, хватит на 120 лет. Но всё это время месторождение не осваивалось из-за несовершенства технологий: суровая Арктика брала своё. Сейчас нашим буровым станциям и прочему оборудованию не страшны ни лед, ни морозы. На Ямале ведется строительство предприятия по производству сжиженного газа. За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал — это ещё и порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азию и Европу. Совсем недавно, 25 ноября 2016 года, был спущен на воду первый танкер для доставки газа с Ямала.

         – Какие разработки шлиссельбургского предприятия востребованы в суровом северном крае?

         – У судов, которые будут приходить в порт Сабетта на Ямале в процессе эксплуатации на самом дне трюма образуются подсланевые или, как их еще называют, льяльные воды. Их обработка и утилизация представляют одну из труднейших задач. Подсланевые воды отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как, к примеру, серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. Удалять такую воду за борт запрещается санитарными правилами. Суда оборудуют специальными емкостями для сбора подсланевых вод, из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается на специальные станции для очистки.

Shlis EES 3

         Компания ООО «Эко-Экспресс-сервис» разработала проект очистных, которые могут применяться на Ямале. Мы участвовали в тендере, выиграли его, прошли длительные процедуры согласования. Затем произвели монтаж и испытания оборудования. А начиналось все два года назад, когда наша компания создала устройства для сбора и очистки ливневых стоков с территории порта Сабетта на Ямале. Заказчики остались довольны, и наше сотрудничество продолжается.

         – Правильно ли я поняла, что не только идея проекта, но и ее реализация принадлежит вашему предприятию?

         – Да, разработка проекта, монтаж всех систем, испытания велись в Шлиссельбурге на территории центра продукции экологического назначения ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Всего над данным проектом трудились около 30 человек. Сначала над технической документацией работал проектный отдел, а это специалисты по строительным конструкциям, электрике, автоматике, технологии очистки, механике, вентиляции, пожарным и охранным системам. Затем по нашей документации на Кировском заводе был изготовлен контейнер. Собственно сборка модуля осуществлялась нашими специалистами: монтажниками, электриками, автоматчиками, наладчиками… Собрано качественно, и, что немаловажно в современных экономических условиях, практически все использованные детали отечественного производства.

         – Как происходит процесс очистки загрязненной топливом воды?

         – Насосы забирают из емкости на судне нефтесодержащие льяльные воды. Затем жидкость насыщается воздухом, к ней подаются реагенты: флокулянт (для лучшей сцепки воздуха с нефтепродуктами) и коагулянт (для укрупнения растворенных нефтепродуктов). Нефтепродукты прилипают к пузырькам воздуха и всплывают, образуя слой пены. Пена собирается в отдельную емкость, а затем насос перегоняет ее в контейнер для утилизации опасных отходов. Очищенная от нефтепродуктов вода попадает в небольшой отстойник, а затем проходит через две ступени очистки фильтрами, предусмотрены и резервные фильтры.

         Все показатели качества воды контролируются лабораторией. Вода соответствует требованиям рыбохозяйственных водоемов, а предельно допустимые концентрации определенных веществ там гораздо жестче, чем для питьевой воды.

         – Значит, воду, прошедшую очистку от нефтепродуктов, можно пить?

         – Теоретически она может использоваться для питьевых нужд, но это нецелесообразно делать из-за органолептических качеств. Попросту говоря, она невкусная.

         – В чем уникальность этих очистных?

     – Оборудование работает в автоматическом режиме, обеспечивая качественную очистку загрязненных нефтепродуктами вод даже без присутствия персонала. Щит автоматической системы управления процессами – это полностью разработка «Эко-Экспресс-Сервиса», наши специалисты написали и программу управления всеми системами очистных. Информация о работе оборудования, показания датчиков передаются диспетчеру, можно ее вывести на планшет руководителю. По сути, человек может управлять работой оборудования из любой точки мира, дистанционно вносить корректировки в программу, исправлять ошибки. Мы сообщили заказчику о возможности управлять оборудованием, например, из Петербурга, но так как это режимный объект, было принято управление осуществлять на месте.

Shlis EES 2

         Еще один плюс этих очистных сооружений заключается в их исполнении: они блочного типа: чтобы их установить, не нужно производить земельных работ, что очень важно в условиях вечной мерзлоты. Удобны они и для транспортировки. На Северо-Западе аналогов у данного оборудования нет.

         – Какова производительность оборудования?

         – Более 10 кубометров воды в час, при непрерывной работе – 240–260 кубометров в сутки.

         – Учтены ли при проектировании и монтаже оборудования требования пожарной безопасности?

         – В ходе очистки льяльных вод образуются пары нефтепродуктов, при искре возможен взрыв, поэтому все оборудование относится к категории А. Сам модуль, а также все оборудование взрывозащищенные. Предусмотрены датчики-газоанализаторы, датчики дыма и пламени. Если эти датчики срабатывают, автоматически включается пожарная сигнализация и вентиляция, а насосы и система очистки отключаются. Вентиляционные системы можно также включить при входе в модуль, если человеку все же потребуется зайти внутрь.

         – Где, кроме Ямала, может использоваться данное оборудование? Насколько нужны стране такие разработки по очистке воды?

         – Такие очистные нужны везде, где образуются нефтесодержащие сточные воды: порты, автозаправки, котельные и т.п., вне зависимости от климатического региона. Нашими разработками интересуются, и мы боремся за заказы, участвуем в тендерах.

         К сожалению, наше действующее законодательство позволяет относиться к экологии по остаточному принципу. Например, за сброс неочищенных сточных вод проще заплатить и штрафы, и повышенные тарифы, но не заниматься установкой очистных сооружений. К тому же те нормативы на качество сбросов, которые существуют, очень жесткие. Чтобы их достичь, требуются значительные затраты. И предприятия зачастую предпочитают платить штрафы.

         – Государство поддерживает предприятия экологической направленности?

         – Нет, мы на обычной системе налогообложения.

         – А вы ждете от Года экологии изменений к лучшему?

         – Пока экономика в целом не изменится, отношение к экологии останется прежним. Нельзя экологию рассматривать в отрыве от экономики. Для стимулирования экологической деятельности, нужно вносить изменения в природоохранное законодательство. Мы понимаем, что рано или поздно это произойдет и работаем на перспективу.

         Беседовала Любовь Дубовик

         Фото автора

         Официальный сайт Администрации Шлиссельбурга 

         09.12.2016