Тезисы выступления главного редактора газеты «Общество и Экология» Сергея Лисовского на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме на секции «Массовые коммуникации как проводник экологической культуры», состоявшейся 2 декабря 2016 года в пресс-центре Главного штаба Эрмитажа. Модератор секции — Андрей Соколов, заместитель генерального директора информационного агентства России ТАСС. Спикерами секции выступили знаменитые деятели культуры, политики и народной дипломатии Елена Кальницкая, генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф»; Джульетто Кьеза, итальянский журналист, писатель и общественный деятель; Семён Соркин, руководитель исследовательского центра ТАСС; Олжас Сулейменов, писатель, руководитель фонда «Культура», руководитель антиядерного движения «Невада-Семей», постоянный представитель Казахстана в Юнеско. Организатор секции — ТАСС.
Уважаемые участники культурного форума, прежде всего, хочу выразить благодарность организаторам за то, что на форуме нашлось место для экологической тематики, а также за приглашение.
Тема, которую мы здесь обсуждаем, находится на перекрестии возможных путей развития нашей цивилизации. По какому пути пойдёт в будущем человечество — технократическому, технологическому или биоэкологическому – во многом зависит от идей, обсуждаемых в современном мире. Это, если говорить о самых общих процессах.
Что мы чувствуем и делаем сегодня?
ВИДЕО:
Наша газета «Общество и Экология» выходит в Санкт-Петербурге 17 лет. За это время нам удалось «перелопатить» большое количество экологических тем и проблем, накопить знания и опыт, наладить взаимодействие с органами власти, предприятиями, ВУЗами, школами, СМИ.
Наша газета небольшая, но поле нашего влияния имеет свой разворачивающийся круг. Заняли свою нишу и действуем по русской пословице «мал золотник, да дорог». Очень сильной поддержкой для распространения экологической информации стал интернет. Создание сайта и страничек в соцсетях усилило коммуникацию между различными группами людей.
В современном обществе потребления, во многом огламуренном, с размытыми границами понятий «добра» и «зла», простому человеку кажутся далёкими вопросы долгосрочного развития России в контексте экологической безопасности. В основе устойчивого развития России должна быть экологическая культура. К сожалению, на сегодняшний день СМИ не способствуют развитию этого направления. Если взять производную от всей совокупной информации на любом лотке с газетно-журнальной продукцией, то можно убедиться, что экологическая информация составляет примерно 0,5 %. Примерно такую же картину можно увидеть и в интернете. Это нужно менять. Сейчас России, как никогда ранее, нужна мощная информационно-экологическая политика.
На планете Земля, в мире больших информационных процессов, главным фактором сохранения экологической культуры, прежде всего в конкретных людях, является мировоззрение. Если есть устойчивое сообщество экологически ориентированных людей, способных вести грамотную дискуссию и генерировать новые идеи, то можно говорить о том, что данное «ядро» будет обрастать кадрами и вести информационную политику по распространению экологической культуры. Если такого «ядра» нет, то о системной экологической политике говорить бессмысленно. Никто даже вопроса сформулировать не сможет.
Очень ярким примером в этом плане является работа чиновников и депутатов в Санкт-Петербурге и Ленобласти за последние 20 лет – кадровая чехарда, смена депутатов – в результате нет «держателя проблемы». Тем более, если говорить о всём регионе в целом.
(При наличии времени для выступления раскрыть некоторые понятия)
— Что такое «массовые коммуникации»? – коммуникация подобна приёмо-передающему устройству, где сигнал передатчика на определённой частоте доходит до приёмника и преобразовывается в узнаваемый звук. Если настройки приёмника и передатчика разные, то не будет и коммуникации. Знания в области экологии должны ложиться на подготовленную почву. В этом плане государству важно разработать долгосрочную программу экологического просвещения и воспитания граждан – от детского сада и до старости, чтобы вся совокупная информационная среда создавала определённый настрой. А это, в свою очередь, будет создавать дружественную среду для коммуникаций различных людей и групп.
— Целеполагание – важно понять какое общество мы строим (капитализм, социализм, безыдейное общество потребление…Что строим? Это вопрос остаётся пока открытым.
— Что такое «экологическая культура»? Эти два слова, объединённые вместе, могут обозначать явление, относящееся к группе людей, в конечном итоге к человеку, обладающему достаточным уровнем культуры вообще и некоторым набором экологических знаний, дающих возможность бережно относиться к природе, в частности.
— Управление процессом массовых коммуникаций — это налаживание процесса обменом информацией между субъектом управления и объектом управления. Без чёткого управления не будет никаких устойчивых коммуникаций, а будут некоторые спонтанные «флэш-мобы». Но, далее вступает в силу ещё один фактор…
— Качество распространяемой информации. Здесь важно перепроверять информацию критически (Примеры – атомная энергетика, Ладога – как путают реки, впадающие и выпадающие и т.д.). И далее, встаёт вопрос…
— Проблемы в мировоззрении. Какое – целостное мозаичное или калейдоскопическое? Данный вопрос нужно обязательно изучать в школах. Не загружать детей только лишь фактами, а давать им методологию познания мира.
— Информационная безопасность – она родни нервной системе человека. О ней нужно говорить, её нужно совершенствовать, чтобы в масштабах всей страны общество чувствовало как «сигналы опасности», так и «сигналы развития». Это не так называемое «стадное чувство», наоборот это явление природной соборности, коллективизма и общей ответственности.
Что нужно делать для повышения экологической грамотности личности и общества?
— Желание понять общие культурологические процессы, происходящие на планете Земля, то есть, расширять свою меру понимания. Ведь при нынешнем потребительском обществе многим людям не хочется думать о других, а тем более о природе. До той поры пока что-то серьёзное не коснётся их лично.
— Желание выделить из общего потока культуры именно экологическое направление.
— Связать экологическое направление с безопасным развитием России, патриотизмом, собственным здоровьем, а также здоровьем будущих поколений. Родина, природа и народ – общий корень РОД.
— Понять насколько в тех или иных СМИ представлена (или не представлена) экологическая информация и принять активное участие в подготовке подобных материалов.
Задачи для журналистов-экологов:
Что же должны делать журналисты-экологи? Какие задачи перед ними стоят?
- Искать себе подобных.
- Воспитывать таких же неравнодушных к охране природы людей.
- Раскручивать скромных специалиств-экологов в СМИ для того, чтобы профессионалы чаще высказывали своё мнение о развитии страны и мира и давали чёткую экологическую информацию для людей.
- Уметь систематизировать и обобщать информацию.
- Формировать экологическую культуру.
- Призывать власть и бизнес решать экологические проблемы.
- Формулировать стратегические идеи развития.
- Объединять экологию и патриотизм.
В 2017 году мы будем отмечать два крупных события – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции и Год экологии, утверждённый Президентом России В.В. Путиным. Интересно было бы посмотреть, что происходило за 100 лет по той теме, которую мы сегодня обсуждаем. Были ли в те далёкие годы, в СССР, массовые коммуникации проводившие в жизнь экологическую культуру.
Были. Кратко о некоторых из них:
28 ноября 1924 года в СССР было создано Всероссийское общество охраны природы (ВООП).
В 1948 году было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о создании лесозащитных полос — «Сталинский план преобразования природы». Втечение 15 лет (1950—1965 гг.) намечалось заложить леса на площади, превышающей 4 млн га. Многое спели сделать, но Хрущёв, к сожалению, вернул этот план.
В 1953 году выходит мощный роман Леонида Леонова «Русский Лес».
В 1993 году в Конституции России появляется статья 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
В 2015 году создан Центр общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса.
Многое делалось и делается, но многое и не делается. Экологическая пресса не развивается и не поддерживается. А она очень нужна.
Хотелось бы, чтобы в России проводилась системная экологическая политика, формирующая экологически грамотных граждан нашей страны.
Спасибо за внимание!
В ООН Путин заявил о необходимости перехода на природоподобные технологии.