Сбор опасных отходов у населения Санкт-Петербурга с помощью мобильного пункта приема — «экомобиля» осуществляется по заказу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
К опасным отходам, образующимся в быту, относятся ртутьсодержащие лампы (люминесцентные и компактные энергосберегающие), ртутные термометры, использованные батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехника и некоторые бытовые приборы, автопокрышки и автомобильные аккумуляторы, бытовая химия, лаки и краски, лекарства с истекшим сроком годности. Все эти безопасные при бытовом использовании вещи маркированы значком «перечеркнутый мусорный контейнер». Это значит, что при утилизации они не должны смешиваться с другими бытовыми отходами и поступать на обычные мусорные полигоны.
Неправильная утилизация опасных отходов, образующихся в быту, приводит к загрязнению окружающей среды такими веществами, как тяжелые металлы (включая ртуть и свинец), а также хлорорганические соединения. Токсичные вещества в виде фильтрата могут с атмосферными осадками попадать в водоносные горизонты, загрязнять почву и воздух и, накапливаясь в природной среде, могут в итоге оказывать негативное воздействие на здоровье людей.
Наибольшую опасность представляют собой отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), относящиеся к отходам 1 класса опасности (чрезвычайно опасные). Например, в энергосберегающей лампе, которая вытесняет из бытового употребления лампу накаливания, содержится в среднем 2-5 мг ртути, в люминесцентных лампах, используемых в промышленных помещениях и учреждениях, 50-110 мг ртути, в медицинском термометре — 2000 мг. Постоянное присутствие в городской среде и в бытовых отходах ртути в значительной степени связано с неграмотной утилизацией вышедших из строя ртутьсодержащих изделий.
В 2008-2009годах Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее – Комитет) были реализованы пилотные проекты по сбору опасных отходов – люминесцентных и энергосберегающих ламп – у жителей города с помощью мобильного пункта приема.
На основании этого опыта в 2010 году Комитетом была организована система регулярного сбора опасных отходов, образующихся в быту, с помощью мобильного пункта приема – «экомобиля». Таким образом, был осуществлен переход от эксперимента по сбору опасных отходов в двух муниципальных образованиях к регулярному сбору отходов в масштабах города.
В 2011 году в Санкт-Петербурге работали два «экомобиля», которые посетили каждое муниципальное образование города не менее 15-ти раз в течение периода с 14 февраля по 15 декабря 2011 года. Жители могли абсолютно бесплатно сдать в «экомобиль» отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), ртутные термометры и тонометры, использованные батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехнику и бытовую технику, автопокрышки, бытовую химию и лекарства с истекшим сроком годности.
В 2011 году экспедиторы двух передвижных пунктов приема опасных отходов получили мобильные номера для оперативной связи с горожанами. Теперь при возникновении вопросов о месте стоянки «экомобилей» стало возможным обратиться непосредственно к экспедитору, находящемуся на борту машины:
+7921-897-37-95
+7921-897-38-29
Для информирования населения о работе «экомобиля» рядом с точками стоянок распространялись листовки. На стендах муниципальных образований, поликлиник и школ были расклеены плакаты. Информация о работе «экомобиля» публиковалась в печатных изданиях, в том числе в районных и муниципальных газетах. В вагонах всех пяти веток метрополитена были размещены информационные стикеры.
В 2011 году «экомобиль» дважды участвовал в мероприятиях, проводимых Санкт-Петербургским отделением Гринпис, в выставке «Экология большого города» в Ленэкспо, а также в акциях, посвященных формированию у горожан навыков правильного обращения с опасными отходами, проводимых компаниями ОАО «Ленэнерго», ООО «Кока-Кола», Дворцом детского и юношеского творчества Пушкинского района и рядом городских школ.
В 2012 году «экомобили» продолжают свою работу с 16 января. График их стоянок был составлен с учетом предложений администраций районов. Кроме того, с 2012 года в график работы «экомобилей» включены новые места стоянок – теперь в выходные дни жители могут сдать опасные отходы прямо у станций метро. Информация об «экомобилях» и график их стоянок на 2012 год размещены на Экологическом портале Санкт-Петербурга www.infoeco.ru и на Официальном портале Правительства Санкт-Петербурга в разделе Комитета.
В график оперативно вносятся изменения и дополнения, о чем ежедневно подается информация на ленту новостей Администрации Санкт-Петербурга в раздел «Новости комитетов» www.gov.spb.ru. На эти изменения могут влиять и горожане, обращающиеся со своей инициативой в администрации районов.
Так, в этом году поменялись точки стоянок у станций метро «Старая деревня» и «Комендантский проспект». В одном случае было снесено старое строение, к которому осуществлялась привязка адреса, в другом – по мнению горожанина, можно будет уже издалека увидеть автомобиль с аншлагами.
Аналогичная история получилась со стоянкой «экомобиля» в Павловске. Горожанка позвонила и порекомендовала изменить место дислокации передвижного пункта на никому неприметной улице в поселке Тярлево и перенести его к вокзальной площади Павловска, ближе к магазину «Пятёрочка». Это более удобное и доступное, по её мнению, место, где жители и даже гости Павловска смогут активно сдавать опасные отходы. Площадка у магазина оживлённая, рядом вокзал, жилая застройка – одним словом, предложение было принято и согласовано с муниципалами, а в график внесено соответствующее изменение.
Для информирования жителей о работе «экомобилей» в 2012 году помимо распространения плакатов и листовок информационные материалы размещены в общественном транспорте и в печатных изданиях. При содействии Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями плакаты об «экомобиле» будут расклеены в пятидесяти вузах города.
Комитет интенсивно работает и в Интернет-пространстве. С 16 февраля на яндекс-картах любой пожелавший цивилизованно сдать опасные отходы, образовавшиеся в быту, может отыскать ближайшую к дому стоянку «экомобиля» по адресу: (http://maps.yandex.ru/?um=qwrHvuBO9ghHYIb0P2NcUZTy0whKLOuo&l=map)
В Комитет постоянно поступают звонки и письма от жителей города, интересующихся работой «экомобиля». Для общения и обсуждения работы передвижных пунктов в одной из крупнейших социальных сетей ВКонтакте.ру открыта группа «Экомобиль» – передвижной пункт сбора опасных отходов».
Популярность «экомобиля» среди петербуржцев постепенно растет, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные о количестве собранных опасных отходов по годам проведения акции:
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ СБОРА ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
|
Собраноза 10 дней работы «экомобиля» в одном МО | Собраноза 10 дней работы «экомобиля» в двух МО | Собраноза 7 месяцев работы «экомобиля» в городе | Собраноза 10 месяцев работы «экомобиля» в городе |
Лампы люминесцентные, шт. |
345 |
252 |
3 965 |
8 481
|
Лампы компактные, шт. |
— |
34 |
1 561 |
6 268
|
Батарейки, шт. |
— |
401 |
16 699 |
42 949 |
Термометр медицинский, шт. |
— |
26 |
1 177 |
1 848
|
Ртутный контактор, шт. |
— |
3 |
7 |
— |
Тонометр, шт. |
— |
2 |
57 |
53 |
Прочее |
||||
Аккумуляторы от мобильных телефонов, кг |
— |
— |
3,26 |
461,0 |
Бытовые приборы, кг |
— |
— |
274,6 |
371,9 |
Ртутные отходы (аварийные), кг |
— |
— |
3,2 |
18,3 |
Лекарственные препараты, кг |
— |
— |
36,7 |
462,6 |
Хим. отходы, кг |
— |
— |
91,4 |
1 279,2 |
Автомобильные аккумуляторы, кг |
— |
4 шт. |
289 ,0 |
252,0 |
Вело- и автопокрышки, кг |
— |
— |
165,5 |
3 325,9 |
Орг.техника (лом), кг |
— |
— |
281,4 |
5 396,4 |
Отработанные масла, л |
— |
— |
— |
209 |
Специалисты Комитета по природопользованию отмечают возросшую сознательность и активность сограждан в сдаче опасных отходов на борт «экомобиля». Статистика – упрямая вещь – не даст слукавить, стоит посмотреть на сравнительную таблицу. Скорее всего, растет не только сознательность и экологическая просвещенность петербуржцев. В этом вопросе важно и то, насколько комфортно сдать на борт «экомобиля» лампочку или батарейку, насколько быстро и информативно можно узнать об очередной стоянке яркого автомобиля в «экомобильными» человечками на бортах.
Теперь, с акциями выходного дня, с появлением яндекс-карты, с хорошей работой муниципалитетов по оповещению жителей о стоянках передвижных пунктов и, не в последнюю очередь, вниманию телевидения – регионального, кабельного и федерального – стало ясно главное: мы все живем в одном городе, который любим и бережем и за чистоту которого готовы отвечать позитивным действием. Опасные отходы сдаются горожанами в «экомобиль» и всё меньше загрязняют окружающую среду.
ИТОГИ РАБОТЫ «ЭКОМОБИЛЕЙ»
Сравнительный анализ за месяц работы в 2011 году и в 2012 году
Наименование |
Собрано за первый месяц работы в 2012 году |
Собрано за первый месяц работы в 2011 году |
Лампы люминесцентные, шт. |
1235 |
685 |
Лампы компактные, шт. |
1117 |
774 |
Термометр медицинский, шт. |
268 |
211 |
Тонометр, шт. |
6 |
— |
Батарейки, шт. |
4543 |
4001 |
Оргтехника, кг |
885,3 |
125,2 |
Лекарств. Препараты, кг |
51,9 |
21,7 |
Авто. АКБ, кг |
138,5 |
90 |
Аккумулятор, кг |
57,5 |
62,9 |
Бытовые приборы, кг |
82 |
196,4 |
Химия бытовая, кг |
59,65 |
40,5 |
Химические отходы, кг |
8,9 |
1,0 |
Ртуть металлическая, кг |
0 |
6,7 |
Покрышки, кг |
241 |
— |
Отработанные масла, л |
12 |
— |
Как происходит процесс утилизации опасных отходов
Опасные отходы, собранные «экомобилем», утилизируют следующим образом:
1. Люминесцентные и энергосберегающие лампы обезвреживаются на Санкт-Петербургском многопрофильном природоохранном государственном унитарном предприятии «Экострой» на специальной демеркуризационной (очищающей от ртути) установке. В результате процесса обезвреживания образуются следующие виды отходов:
— стеклобой – поступает на полигон ТБО,
— алюминиевые цоколи – сдаются на специализированное предприятие для дальнейшего рециклинга,
— ртутнолюминофорный шлам – заваривается в герметичный стальной контейнер и размещается на специализированном полигоне «Красный Бор», предназначенном для обезвреживания и захоронения опасных промышленных отходов.
2. Из термометров и прочих ртутных приборов извлекается металлическая ртуть, которая поступает на профильные предприятия для дальнейшего использования.
3. Отходы бытовой химии и химические вещества нейтрализуют до менее опасных соединений и размещают на полигоне «Красный Бор», там же размещают лекарственные препараты с истекшим сроком годности.
4. Покрышки от легкового автотранспорта поступают для дальнейшей переработки и использования на предприятия, занимающиеся изготовлением резинотехнических изделий.
5. Оргтехника селективно перерабатывается, в результате чего получаются вторичные материальные ресурсы (лом и отходы печатных плат, пластиковая крошка, металл) и промышленные отходы. Вторичные материальные ресурсы передаются на специализированные предприятия для дальнейшего использования.
6. Из отработанных аккумуляторов сливается опасный электролит (далее он поступает на полигон «Красный Бор»), а оставшаяся часть (корпус и пластины) перерабатывается.
7. Отработанные элементы питания (батарейки) герметизируются специальным образом и размещаются на полигоне «Красный Бор» до определения наилучшей технологии их переработки.
Создание сети стационарных пунктов приема опасных отходов
от населения Санкт-Петербурга
В Северной столице на сегодняшний день есть пока два стационарных пункта приема опасных отходов: на Волхонском шоссе, дом №116 и на 13 линии В.О., дом №22. В 2012 году помимо мобильных пунктов приема планируется создать 3 стационарных пункта по приему опасных отходов, в которых будут принимать весь спектр отходов маркированных значком «перечеркнутый мусорный контейнер».
Стационарный пункт приема представляет собой специально оборудованный 20-ти футовый (или 6-метровой длины) контейнер, установленный на полуприцеп-платформу и оснащенный емкостями для сбора различных видов отходов. В стационарном пункте будет находиться специалист, имеющий разрешение на работу с опасными отходами, который будет вести прием, сортировку и учет отходов. Регулярная выгрузка отходов, накопленных в стационарном пункте, и доставка их к месту переработки будет осуществляться с помощью специального транспорта. Адреса расположения стационарных постов будут выбраны в соответствии с предложениями администраций районов.
Опыт, полученный при организации работы трех стационарных пунктов в 2012 году, даст возможность развить сеть, состоящую из большего количества стационарных постов по приему опасных отходов от населения Санкт-Петербурга.
Одновременная работа стационарных и мобильных пунктов приема позволит сделать систему раздельного сбора опасных отходов, образующихся в быту, более удобной и доступной для всех жителей нашего города.
Материал опубликован в газете «Общество и Экология», № 4 (123) от 25 апреля 2012 года, тираж 10 000 экземпляров.
[…] 3. «Экомобиль» — передвижной пункт приема опасных отходов – один из самых успешных проектов Санкт-Петербурга» – http://www.ecogazeta.ru/archives/1153 […]