Сбор опасных отходов у населения Санкт-Петербурга с помощью мобильного пункта приема —  «экомобиля» осуществляется по заказу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

К опасным отходам, образующимся в быту, относятся ртутьсодержащие лампы (люминесцентные и компактные энергосберегающие), ртутные термометры, использованные батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехника и некоторые бытовые приборы, автопокрышки и автомобильные аккумуляторы, бытовая химия, лаки и краски, лекарства с истекшим сроком годности. Все эти безопасные при бытовом использовании вещи маркированы значком «перечеркнутый мусорный контейнер». Это значит, что при утилизации они не должны смешиваться с другими бытовыми отходами и поступать на обычные мусорные полигоны.

Неправильная утилизация опасных отходов, образующихся в быту, приводит к загрязнению окружающей среды такими веществами, как тяжелые металлы (включая ртуть и свинец), а также хлорорганические соединения. Токсичные вещества в виде фильтрата могут с атмосферными осадками попадать в водоносные горизонты, загрязнять почву и воздух и, накапливаясь в природной среде, могут в итоге оказывать негативное воздействие на здоровье людей.

Наибольшую опасность представляют собой отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), относящиеся к отходам 1 класса опасности  (чрезвычайно опасные). Например, в энергосберегающей лампе, которая вытесняет из бытового употребления лампу накаливания, содержится в среднем 2-5 мг ртути, в люминесцентных лампах, используемых в промышленных помещениях и учреждениях, 50-110 мг ртути, в медицинском термометре  — 2000 мг. Постоянное присутствие в городской среде и в бытовых отходах ртути в значительной степени связано с неграмотной утилизацией вышедших из строя ртутьсодержащих изделий.

В 2008-2009годах Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее – Комитет) были реализованы пилотные проекты по сбору опасных отходов – люминесцентных и энергосберегающих ламп –  у жителей города с помощью мобильного пункта приема.

На основании этого опыта в 2010 году Комитетом была организована система регулярного сбора опасных отходов, образующихся в  быту, с помощью мобильного пункта приема – «экомобиля». Таким образом, был осуществлен переход от эксперимента по сбору опасных отходов в двух муниципальных образованиях к регулярному сбору отходов в масштабах города.

В 2011 году в Санкт-Петербурге работали два «экомобиля», которые посетили каждое муниципальное образование города не менее 15-ти раз  в течение периода с 14 февраля по 15 декабря 2011 года. Жители могли абсолютно бесплатно сдать в «экомобиль» отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), ртутные термометры и тонометры, использованные батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехнику и бытовую технику, автопокрышки, бытовую химию и лекарства с истекшим сроком годности.

В 2011 году экспедиторы двух передвижных пунктов приема опасных отходов  получили мобильные номера для оперативной связи с горожанами. Теперь при возникновении вопросов о месте стоянки «экомобилей» стало возможным обратиться непосредственно к экспедитору, находящемуся на борту машины:

+7921-897-37-95

+7921-897-38-29

Для информирования населения о работе «экомобиля» рядом с точками стоянок распространялись листовки. На стендах муниципальных образований, поликлиник и школ были расклеены плакаты. Информация о работе «экомобиля» публиковалась в  печатных изданиях, в том числе в районных и муниципальных газетах. В вагонах всех пяти веток метрополитена были размещены информационные стикеры.

В 2011 году «экомобиль» дважды участвовал в мероприятиях, проводимых Санкт-Петербургским отделением Гринпис, в выставке «Экология большого города» в Ленэкспо, а также в акциях, посвященных формированию у горожан навыков правильного обращения с опасными отходами, проводимых компаниями ОАО «Ленэнерго», ООО «Кока-Кола», Дворцом детского и юношеского творчества Пушкинского района и рядом городских школ.

В 2012 году «экомобили» продолжают свою работу с 16 января. График их стоянок был составлен с учетом предложений администраций районов. Кроме того, с 2012 года в график работы «экомобилей» включены новые места стоянок – теперь в выходные дни жители могут сдать опасные отходы прямо у станций метро. Информация об «экомобилях» и график их стоянок на 2012 год размещены на Экологическом портале Санкт-Петербурга www.infoeco.ru и на Официальном портале Правительства Санкт-Петербурга в разделе Комитета.

В график оперативно вносятся изменения и дополнения, о чем ежедневно подается информация на ленту новостей Администрации Санкт-Петербурга в раздел «Новости комитетов» www.gov.spb.ru. На эти изменения могут влиять и горожане, обращающиеся со своей инициативой в администрации районов.

Так, в этом году поменялись точки стоянок у станций метро «Старая деревня» и «Комендантский проспект». В одном случае было снесено старое строение, к которому осуществлялась привязка адреса, в другом – по мнению горожанина, можно будет уже издалека увидеть автомобиль с аншлагами.

Аналогичная история получилась со стоянкой «экомобиля» в Павловске. Горожанка позвонила и порекомендовала изменить место дислокации передвижного пункта на никому неприметной улице в поселке Тярлево и перенести его к вокзальной площади Павловска, ближе к магазину «Пятёрочка». Это более удобное и доступное, по её мнению, место, где жители и даже гости Павловска смогут активно сдавать опасные отходы. Площадка у магазина оживлённая, рядом вокзал, жилая застройка – одним словом, предложение было принято и согласовано с муниципалами, а в график внесено соответствующее изменение.

Для информирования жителей о работе «экомобилей» в 2012 году помимо распространения плакатов и листовок информационные материалы размещены в общественном транспорте и в печатных изданиях. При содействии Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями плакаты об «экомобиле» будут расклеены в пятидесяти вузах города.

Комитет интенсивно работает и в Интернет-пространстве. С 16 февраля на яндекс-картах любой пожелавший цивилизованно сдать опасные отходы, образовавшиеся в быту, может отыскать ближайшую к дому стоянку «экомобиля» по адресу: (http://maps.yandex.ru/?um=qwrHvuBO9ghHYIb0P2NcUZTy0whKLOuo&l=map)

В Комитет постоянно поступают звонки и письма от жителей города, интересующихся работой «экомобиля».  Для общения и обсуждения работы передвижных пунктов в одной из крупнейших социальных сетей  ВКонтакте.ру открыта группа «Экомобиль» – передвижной пункт сбора опасных отходов».

Популярность «экомобиля» среди петербуржцев постепенно растет, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные о количестве собранных опасных отходов по годам проведения акции:

 ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ СБОРА ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

 

2008 год

 

2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

 

Собраноза 10 дней работы «экомобиля» в одном МО Собраноза 10 дней работы «экомобиля» в двух МО Собраноза 7 месяцев работы «экомобиля» в городе Собраноза 10 месяцев  работы «экомобиля» в городе
Лампы люминесцентные, шт.

345

252

3 965

8 481

 

Лампы компактные, шт.

34

1 561

6 268

 

Батарейки, шт.

401

16 699

42 949

Термометр медицинский, шт.

26

1 177

1 848

 

Ртутный контактор, шт.

3

7

 —

Тонометр, шт.

2

57

53

Прочее

Аккумуляторы от мобильных телефонов, кг

3,26

461,0

Бытовые приборы, кг

274,6

371,9

Ртутные отходы (аварийные), кг

3,2

18,3

Лекарственные препараты, кг

36,7

462,6

Хим. отходы, кг

91,4

1 279,2

Автомобильные аккумуляторы, кг

4 шт.

289 ,0

252,0

Вело- и автопокрышки, кг

165,5

3 325,9

Орг.техника (лом), кг

281,4

5 396,4

Отработанные масла, л

 —

 —

 —

209

Специалисты Комитета по природопользованию отмечают возросшую сознательность и активность сограждан в сдаче опасных отходов на борт «экомобиля». Статистика – упрямая вещь – не даст слукавить, стоит посмотреть на сравнительную таблицу. Скорее всего, растет не только сознательность и экологическая просвещенность петербуржцев. В этом вопросе важно и то, насколько комфортно сдать на борт «экомобиля» лампочку или батарейку, насколько быстро и информативно можно узнать об очередной стоянке яркого автомобиля в «экомобильными» человечками на бортах.

Теперь, с акциями выходного дня, с появлением яндекс-карты, с хорошей работой муниципалитетов по оповещению жителей о стоянках передвижных пунктов и, не в последнюю очередь, вниманию телевидения – регионального, кабельного и федерального – стало ясно главное: мы все живем в одном городе, который любим и бережем и за чистоту которого готовы отвечать позитивным действием. Опасные отходы сдаются горожанами в «экомобиль» и всё меньше загрязняют окружающую среду.

ИТОГИ РАБОТЫ «ЭКОМОБИЛЕЙ»

Сравнительный анализ за месяц работы в 2011 году и в 2012 году

Наименование

Собрано за первый месяц работы в 2012 году

Собрано за первый месяц работы в 2011 году

Лампы люминесцентные, шт.

1235

685

Лампы компактные, шт.

1117

774

Термометр медицинский, шт.

268

211

Тонометр, шт.

6

Батарейки, шт.

4543

4001

Оргтехника, кг

885,3

125,2

Лекарств. Препараты, кг

51,9

21,7

Авто. АКБ, кг

138,5

90

Аккумулятор, кг

57,5

62,9

Бытовые приборы, кг

82

196,4

Химия бытовая, кг

59,65

40,5

Химические отходы, кг

8,9

1,0

Ртуть металлическая, кг

0

6,7

Покрышки, кг

241

Отработанные масла, л

12

Как происходит процесс утилизации опасных отходов

Опасные отходы, собранные «экомобилем», утилизируют следующим образом:

1. Люминесцентные и энергосберегающие лампы обезвреживаются на Санкт-Петербургском многопрофильном природоохранном государственном унитарном предприятии «Экострой» на специальной демеркуризационной (очищающей от ртути) установке. В результате процесса обезвреживания образуются следующие виды отходов:

— стеклобой – поступает на полигон ТБО,

— алюминиевые цоколи – сдаются на специализированное предприятие для дальнейшего рециклинга,

— ртутнолюминофорный шлам – заваривается в герметичный стальной контейнер и размещается на специализированном полигоне «Красный Бор», предназначенном для обезвреживания и захоронения опасных промышленных  отходов.

2. Из термометров и прочих ртутных приборов  извлекается металлическая ртуть, которая поступает на профильные предприятия для дальнейшего использования.

3. Отходы бытовой химии и химические вещества нейтрализуют до менее опасных соединений и размещают на полигоне  «Красный Бор», там же размещают лекарственные препараты с истекшим сроком годности.

4. Покрышки от легкового автотранспорта поступают для дальнейшей переработки и использования на предприятия, занимающиеся  изготовлением резинотехнических изделий.

5. Оргтехника селективно перерабатывается, в результате чего получаются  вторичные материальные ресурсы (лом и отходы печатных плат, пластиковая крошка, металл) и промышленные отходы. Вторичные материальные ресурсы передаются на специализированные предприятия для дальнейшего использования.

6. Из отработанных аккумуляторов сливается опасный электролит (далее он поступает на полигон «Красный Бор»), а оставшаяся часть (корпус и пластины) перерабатывается.

7. Отработанные элементы питания (батарейки) герметизируются  специальным образом и размещаются на полигоне «Красный Бор» до определения  наилучшей технологии их переработки.

Создание сети стационарных пунктов приема опасных отходов

от населения Санкт-Петербурга

В Северной столице на сегодняшний день есть пока два стационарных пункта приема опасных отходов: на Волхонском шоссе, дом №116 и на 13 линии В.О., дом №22. В 2012 году помимо мобильных пунктов приема планируется создать 3 стационарных пункта по приему опасных отходов, в которых будут принимать весь спектр отходов маркированных значком «перечеркнутый мусорный контейнер».

Стационарный пункт приема представляет собой специально оборудованный 20-ти футовый (или 6-метровой длины) контейнер, установленный на полуприцеп-платформу и оснащенный емкостями для сбора различных видов отходов. В стационарном пункте будет находиться специалист, имеющий разрешение на работу с опасными отходами, который будет вести прием, сортировку и учет отходов. Регулярная выгрузка отходов, накопленных в стационарном пункте, и доставка их к месту переработки будет осуществляться с помощью специального транспорта. Адреса расположения стационарных постов будут выбраны в соответствии с предложениями администраций районов.

Опыт, полученный при организации работы трех стационарных пунктов в 2012 году, даст возможность развить сеть, состоящую из большего количества стационарных постов по приему опасных отходов от населения      Санкт-Петербурга.

Одновременная работа стационарных и мобильных пунктов приема позволит сделать систему раздельного сбора опасных отходов, образующихся в быту, более удобной и доступной для всех жителей нашего города.

Материал опубликован в газете «Общество и Экология», № 4 (123) от 25 апреля 2012 года, тираж 10 000 экземпляров.