Недавно выпущенный Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС) Обзор «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2015 году» преподнес горожанам очередной сюрприз: загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном (БП) по данным «Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (СЗ УГМС) составило 0,3 ПДК, т.е. по отношению к 2014 году уменьшилось в 3,7 раза(!). Однако, у специалистов эта новость вместо ожидаемой радости вызвала понятное удивление: за счет чего достигнут такой фантастический результат? Тем более, что какое-либо объяснение этого феномена отсутствует. Сомнения в достоверности явления еще более возрастают после того, как в итоговой части раздела 13.2. читаем, что «уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге в 2015 году квалифицируется как «высокий», и увеличился (!) по сравнению с 2014 годом.

Как это совмещается с тем, что БП, являясь самым опасным загрязнителем, вдруг перестал быть таковым – непонятно.

Единственной рациональной подсказкой может служить сближение показателей по БП с данными системы наблюдений самого КПООС – он давно уже публикует цифру 0,2 ПДК. Но, дает при этом оценку уровня загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге  — «низкий», «забывая» с 2013 года измерять загрязнение городского воздуха формальдегидом, вторым наиболее опасным загрязнителем. Похоже, остается ждать, что СЗУГМС согласится и с этим.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Проблема в том, что высокий уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге подтверждается экологическим следом – очень высоким уровнем загрязнения почв города: БП – до 50 ПДК, диоксинами – до 40 ПДК, тяжелыми металлами – до 30 ПДК. И это по данным за 2006-2007 гг. После этого публикация данных КПООС прекратилась .

Но есть и демографический след. Наш город, имея в 2001 году показатели по заболеваемости онкологией и врожденными аномалиями более благополучные, чем Москва и в среднем Россия, за десятилетие их обогнал в направлении ухудшения.

Показатели уровня заболеваемости в Санкт-Петербурге в этих, наиболее опасных классах болезней выросли в 2 раза. Наш город приобрел печальный статус рекордсмена среди городов РФ.

На этом фоне нужно ли удивляться тому, что уровень инвалидности населения в нашем городе в 1,5 раза выше, чем в Москве и в среднем по России?

Во весь рост встает вопрос: можем ли мы позволить себе продолжать так же бездумно относиться к качеству информации о состоянии окружающей среды? Так ли безобидны упражнения и манипуляции с показателями и цифрами? Если распоряжающийся экологическим порталом Санкт-Петербурга КПООС постоянно информирует нас, что воздух, которым мы непрерывно дышим, вполне чист, и приводит в подтверждение цифры загрязнения – все ниже ПДК, а в это время в городе заболевает и становится инвалидами все большее число людей, то кому или чему мы должны верить: цифрам КПООС или фактам реальной жизни?

Наряду с очевидным ответом, хочется напомнить служащим КПООС, имеющим отношение к обсуждаемой проблеме: вы такие же люди, как и остальные жители города, и вряд ли имеете какую-то охранную грамоту от воздействия возмущенной(*) природы. Подумайте хотя бы о себе.

Примечание (*) «Возмущенная»– научный термин, означающий «измененная», «искаженная».

С.М. Гордышевский, председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб, председатель правления НП «Экологический союз»