С 2017 года сбор, транспортировку и переработку отходов полностью отдадут в ведение региональных властей, которые должны будут не только создать электронную базу, но и проконтролировать каждую свалку. Регламент действий уже прописан в Федеральном законе № 458-ФЗ от 29.12.2014 года «Об отходах производства и потребления». Корреспондент Северо-Западного правового центра (СЗПЦ) «Человек и Закон» выяснил, как субъекты Федерации реализуют законодательные предписания, и к чему приведёт создание территориальных схем накопления и сбора мусора.

Территориальная схема разрабатывается отдельно для каждого российского субъекта. В схеме отображаются организационные аспекты взаимодействия участников рынка обращения с отходами. На её основании создаются сейчас региональные программы, по которым и будут финансировать все «работы по свалкам». По территориальным схемам будут работать региональные операторы – организации, которые должны аккумулировать все финансовые средства и распределять их.

И региональная программа, и территориальная схема будут в обязательном порядке опубликованы в сети Интернет. Они разрабатываются на достаточно длительный срок – от 10 лет. Это делается для того, чтобы региональный оператор имел возможность планировать инвестиционную программу.

По мнению руководителя токсической программы Гринпис России Алексея Киселёва, территориальная схема фактически станет Конституцией в сфере обращения с отходами.

«Территориальная схема обращения с отходами в связке с региональной программой будет дополнением поправок в закон об отходах, которые вот уже почти 2 года как вступили в силу в Российской Федерации, и приведёт регионы в соответствие с законодательством. В ней будет собрана и обобщена вся информация о размещении отходов разного происхождения, их перемещении, ввозе и вывозе, прогнозе по образованию, строительстве новых объектов. Также там будут установлены целевые показатели».

До 26 сентября этого года каждый субъект РФ должен будет разработать территориальную схему, региональную программу и начать выбирать своего оператора. Но, к сожалению, многие регионы не торопятся даже с созданием электронной «мусорной карты». Алексей Киселёв считает, что это связано с отсутствием наказания для руководителей субъектов Федерации за неисполнение требований законодательства.

«Официально опубликована лишь схема Ульяновской области, а утверждено пока только 9 схем – Воронежской области, Москвы и ещё нескольких субъектов. В Санкт-Петербурге схему пока не утвердили, она находится в стадии разработки. Но есть регионы, которые даже не приступали к разработке схем и выбору регионального оператора. Соответственно, возникает резонный вопрос, как они в январе 2017 года будут заниматься деятельностью по обращению с отходами?» — недоумевает эксперт.

Между тем, единая система учёта и контроля работы компаний-отходообразователей и транспортировщиков отходов не нова для России. По словам члена Экосовета при губернаторе Ленобласти Сергея Лисовского, похожая система была в советское время. Называлась она «Спецтранс» и представляла собой единую цепочку сбора и переработки мусора. Однако в 90-х годах прошлого столетия она прекратила своё существование.

В настоящее время получать доход от вывоза отходов может любой желающий. Для этого достаточно купить мусоровоз и заключить договор с управляющей компанией. За вывоз и отгрузку мусора перевозчик получает деньги, часть которых он должен отдавать полигону за размещение отходов. Но зачастую эти средства оседают в кармане владельца мусоровоза, а отходы оказываются выброшенными в ближайшем лесу.

«Создание базы данных по несанкционированным свалкам и легально существующим полигонам, заводам, количеству автотранспорта, который перевозит этот мусор (ведь никто не знает, сколько его), станет первым шагом для приведения в порядок мусорной отрасли в Петербурге и Ленинградской области», — отмечает Сергей Лисовский.

Эксперт высказал предположение, что территориальные схемы позволят ликвидировать нелегальные свалки и несанкционированные отходы. Также они сделают  процесс утилизации мусора максимально прозрачным. Отсутствие данных об имеющихся свалках и единой информации учёта и контроля приводит к тому, что граждане и представители местной власти не понимают масштаб проблемы. Обнаружив одну несанкционированную свалку и не находя другую, они ошибаются затем в составлении статданных.

«А как им догадаться, если они не видят общей информации? – задаётся вопросом Сергей Лисовский. — Учёт и контроль даёт возможность управленцам увидеть масштаб этой проблемы. И она касается не только бытовых отходов, но и промышленных и опасных отходов того же «Красного Бора» (полигон для утилизации токсичных отходов в Тосненском районе Ленинградской области — прим.). Полигон закрыли, и куда теперь отходы свозят? Тут по факту получается, что производителям некуда девать мусор, кроме как вываливать в несанкционированные места. То есть проблема кричащая, а не просто актуальная. И она может довести до экологической катастрофы, если не предпринимать никаких стратегических решений».

Таким образом, создание территориальных схем имеет большое значение для каждого региона. Введение электронной модели по сбору сведений и обращению с отходами позволит возродить мусороперерабатывающую индустрию: появятся новые перерабатывающие мощности и свалок станет меньше. Это даст возможность восстановить единую производственную «мусорную цепочку» и поможет справиться со множеством проблем в сфере экологии.

Источник: Анастасия Вербицкая, фото: СЗПЦ «Человек и Закон»