Председатель правления Экологического союза Санкт-Петербурга Семён Михайлович Гордышевский в год 25-летия организации рассказал о причинах её создания, главных целях и трудностях, которые помогли стать сильнее.

— Что послужило причиной создания Экологического союза?

— Причина – объективно плохое состояние окружающей среды. Это был мой личный ответ на сложившуюся ситуацию. В 1989 году был создан Союз экологических кооперативов Санкт-Петербурга для организации эффективной работы участников отрасли. А к 1991 году я ясно увидел, как портится качество воздуха, почвы, всей биосферы, и понял, что причина тому во многом – техногенный фактор, обилие производственных процессов, загрязняющих окружающую среду.

Нужно было что-то делать, чтобы остановить эту деградацию. И был создан Санкт-Петербургский Экологический союз, СПбЭС. Мы давали необходимые сведения по экологически чистым технологиям, по способам снижения нагрузки производств на окружающую среду, по условиям их применения и другим вопросам. В 2001 году стало понятно, что экологическая обстановка в России не улучшилась, а стала хуже. И что работу нужно вести по более обширным фронтам, а для этого необходима серьезная программа действий. Мы приступили к её разработке, переименовав организацию в некоммерческое партнерство «Экологический союз».

— Каковы были главные этапы создания и развития ЭС?

— Этапов было много, и все они выражались в создании отдельных проектов работы, при этом все они вошли в программу «Экология и человек». В первую очередь – информационная работа, с которой мы и начали наш путь. Это такой коллегиальный орган контактирования с властью, бизнесом, населением. По сей день мы ведем активную деятельность в этом направлении. Второй этап – создание экологической маркировки «Листок жизни» в 2001 году. Это стало значимым событием не только для нашей организации, но и для всего экобизнеса нашей страны, поскольку до сих пор «Листок жизни» остается первой и единственной российской экомаркировкой, признанной на международном уровне. Это направление активно развивается и за 15 лет достигло значительного прогресса. Параллельно с ним мы занимаемся продвижением экологически безопасных товаров в России – это организация и участие в мероприятиях для объединения и обмена опытом профессионалов отрасли, работа по консолидации бизнес-сообщества, информационная поддержка.

Глобальный проект «Экознание», при помощи которого мы просвещаем общественность на тему экологичного образа жизни, экопотребления, проблем окружающей среды и способах их решения. Для этого наши специалисты постоянно инициируют публикации в СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы, Интернет), выпускают собственные «Зелёные заметки», распространяя их на сайтах наших партнеров и, конечно же, собственном сайте Экологического союза ecounion.ru; сюда же входит ежемесячный дайджест «Листка жизни», выпуск литературы и брошюр, живые выступления с лекциями и мастер-классами на самых различных мероприятиях. Еще один проект – ежегодная выставка-форум «Экология и человек», где мы также способствуем продвижению экологически чистых и безопасных товаров, поддержке производителей, дистрибьюторов и ритейлеров, обмену опытом между разными игроками экобизнеса. 5 лет мы делали эту выставку сами, теперь проводим при поддержке партнеров. Кроме того, важным направлением работы является «Чистый воздух», миссия которого – просвещение общества и власти относительно качества воздуха в Санкт-Петербурге, о том, что нужно сделать, чтобы улучшить эти показатели, и чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не ухудшить ситуацию. Мы этим активно занимаемся с 2005 года, и могу сказать, что нам удалось остановить реализацию нескольких проектов, опасных для экологии города, таких, которые нанесли бы урон в том числе и здоровью людей. Конечно, из всего объема наших предложений по улучшению состояния атмосферы пока очень мало было поддержано и реализовано — поэтому в целом ситуация с чистотой воздуха не изменилась, но она хотя бы не стала хуже, что мы уже считаем достижением.

— С какими сложностями пришлось столкнуться при создании Экологического союза?

— Объективные сложности были в самофинансировании, поскольку мы не нашли должной поддержки от властей или бизнеса, на которую изначально рассчитывали. Это качается не только материальной поддержки функционирования целой организации, но и заинтересованности как таковой: Экологический союз создавался как орган, который будет в значительной степени помогать работе ведомств исполнительной власти, связанных с экологией. Однако со своей стороны мы обнаружили, что у власти таких задач не стояло. С одной стороны, отсутствие поддержки создало дополнительные трудности, а с другой – мобилизовало наши собственные силы, мы поняли, что нужно делать всё самим, и во многом благодаря этому довольно неплохо стартовали.

Очень тормозит работу неинформированность и малограмотность функционеров в вопросах экологической безопасности. К сожалению, на многие руководящие должности зачастую назначают непрофессионалов в этой отрасли, и они не понимают важности того или иного поднимаемого нами вопроса, выносимого предложения – поскольку не имеют для этого должного опыта, образования, мотивации, в конце концов. Мы понимаем, что с этим нужно больше работать, чтобы изменить отношение к экологическим проблемам и чиновников, и общества, а благодаря этому – изменить и саму ситуацию. При каждом удобном случае мы информируем их о состоянии окружающей среды, о последствиях тех или иных решений, о развитии экологической культуры. При этом хочу подчеркнуть позитивные изменения в сфере СМИ, произошедшие за последние годы. Большая группа журналистов стала гораздо более экологически грамотной, в том числе благодаря нашей работе. Их публикации стали более корректными и объективными, что очень радует – ведь они непосредственно влияют на общественное мнение и заинтересованность людей в чистой окружающей среде.

— А что помогает?

— Участие неравнодушных и активных людей. Это активисты, простые горожане и все люди, которым важно улучшать качество жизни окружающих и состояние окружающей среды. В принципе, это всегда было главным двигателем прогресса всего человечества, и остаётся им поныне. Это помогает и обнадёживает. Наибольшую надежду вселяют дети и школьники – их вовлечение и заинтересованность (а она действительно есть) заставляет верить, что изменения возможны. Ведь мы понимаем, что для любых перемен, для любых процессов нужно время. Сегодня, завтра, в течение 5-10 лет глобальных улучшений не произойдет, мы можем только дать импульс для этого, только запустить этот механизм. А уже от наших детей, от того, насколько они поддержат и продолжат наше дело, будет зависеть успех этой работы.

— Какие сейчас главные задачи в работе Экологического союза?

— Распространение наших методов, реализация наработок и  техник на практике. Первая – в области формирования рынка экопродукции. Мы проделали большую работу по разработке стандартов сертификации по системе «Листок жизни» для самых разных товаров и услуг, теперь их нужно активно внедрять в жизнь.

Вторая задача – эффективное взаимодействие с властью. Можно доносить решения до тех, кто принимает решения на уровне города и страны, а не на местах – это эффективнее. И я замечу, что наши предложения стали лучше слышать. Например, важным шагом стало недавнее издание Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей сборника «Бизнес. Экология. Человек» — в нём 2 разворота посвящено Экологическому союзу, его проектам, достижениям, развитию. Благодаря такому авторитетному изданию о нашей работе узнают «наверху» и больше доверяют нам.

Третья задача – повышение привлекательности нашей деятельности для активного вовлечения населения и молодежи. К нам обращаются из различных организаций с просьбами присоединиться к нашим наработкам, использовать наш опыт в сфере охраны окружающей среды, информационной работы со школьниками, общественными проектами. Многие интересуются, где можно получить хорошее экологическое образование, повысить квалификацию. И мы ищем информацию, стараемся отвечать на такие запросы, помогать. Мне хочется провести в ближайшее время мониторинг – кто сейчас даёт качественное образование в сфере экологии, поскольку я вижу запрос общества и считаю это очень важным шагом в улучшении состояния окружающей среды.

— Изменилась ли миссия организации за 25 лет?

— Не изменилась. Нашей миссией по-прежнему остаётся формирование экологической культуры в самом широком смысле. Это включает образование, духовное и физическое развитие, освоение созданных человечеством и природой богатств, и многое другое – всё это входит в понятие «культура». Человечество на протяжении всей своей эволюции шло в этом направлении. Однако сейчас во многих сферах наблюдается одичание, нематериальные ценности часто переворачиваются с ног на голову. Поэтому иной миссии у нас быть не может. Нужно обращаться к обществу, воздействовать на людей. Когда мне говорят, что это бессмысленно, я не могу согласиться. По такой логике получается, что мы обречены, и жизнь не имеет смысла. Это в том числе вопрос веры. У меня на это такой ответ: на Бога надейся, а сам не плошай. Нам дано всё, чтобы мы развивались – в том числе, богатейшая планета, её ценнейшие ресурсы и наши уникальные способности, знания, возможности. И не использовать эти дары было бы преступлением. Поэтому Экологический союз изо дня в день прикладывает максимум усилий, чтобы качество жизни каждого человека на Земле стало лучше.