8 июня отмечается Всемирный день океанов (World Oceans Day). Этот день напоминает людям, что в  природе все взаимосвязано: сохраняя жизнь в глубинах, мы заботимся  о жизни на поверхности. Обитатели глубин живут в гармонии, и человек, который всего лишь их сосед по планете не в праве её нарушать. День океанов по всему Земному шару отмечает морское сообщество, ихтиологи, работники дельфинариев, экологи, а также люди, которым не безразлично состояние окружающей среды и будущее человечества.  В 2016 году Всемирный день океанов отмечается под девизом: «Здоровые океаны, здоровая планета» (Healthy oceans, healthy planet).

Этот день напоминает нам о том, что возможность сотрудничества с Океаном дана человеку исключительно на равных правах и в мирных целях. Руководитель проекта «Морские порты Информ-24» Анна Горнова рассказывает о некоторых проблемных аспектах и перспективах такого партнёрства.

— Более чем на 70% наша Земля покрыта водой. Если смотреть на неё из космоса, то куда более логичным назвать её планетой океанов. Климат на Земле меняется,  океаны теплеют, тает Арктика, открывая Северный морской путь. Впереди человечество ждут сильные океанические течения, которые изменят погоду. Повышение уровня моря отразится на географии планеты, которая принадлежит Океану. Тающая Арктика добавит много  сюрпризов.

Сегодня Океан – это дом для миллиардов живых организмов, одна из важнейших частей биосферы, которая приносит нам кислород, незаменимые лекарственные препараты, продукты питания, равных которым по своей ценности, на суше не найти. Океанские глубины стали активно изучаться человеком лишь со второй половины 20 столетия. Глубина самой глубокой известной ученым Марианской впадины почти 11 километров. Однако потенциал Океана ещё долгие годы останется для человека загадкой. Среди местных жителей Крита и на Кипре бытует крылатое выражение — послание исчезнувшей Атлантиды людям нашей цивилизации: «Познав океан, человек откроет космос».

Всемирный день океанов, который отмечается в наши дни, был учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году. Резолюция призвала государства, пользующиеся проливами, в которых осуществляется международное судоходство, и государства, граничащие с такими проливами, сотрудничать  в вопросах, касающихся безопасности судоходства, средств обеспечения безопасной навигации, а также предотвращения, сокращения и контроля загрязнения с судов.

Во многих странах мира работу ведут такие известные неправительственные структуры как «Глобальный форум по океанам, побережьям и островам», «Океанический проект», «Сеть Мировой океан» и др.  Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) оценили  стоимость ресурсов Мирового океана по самым скромным подсчётам в 24,2 триллиона долларов. При этом ежегодно океан поставляет человечеству ресурсы на 2,5 триллиона долларов. Однако с каждым десятилетием состояние водной среды на нашей планете ухудшается по вине человека. Дрейфующие острова мусора — современная реальность, с которой сталкиваются экипажи судов, находящиеся в открытом море.

Прогнозы ООН и ЮНЕП говорят, что к 2050 году кислотность Мирового океана вырастет на 150 % — это в 100 раз быстрее любых изменений уровня кислотности, которые переживала морская среда за последние 20 миллионов лет, что практически не оставляет морским организмам времени для адаптации.

К 2100 году из-за роста кислотности воды будут разрушены около 70% кораллов, которые являются ключевыми экосистемами для большей части видов промысловых рыб. Серьезный ущерб экосистемам океана может быть предотвращен только снижением выбросов углекислого газа.

Негативное влияние на океан оказывает промышленное рыболовство. Сегодня 90% мировых рыбных ресурсов либо эксплуатируются на пределе их возможностей восстановления (61%), либо уже переловлены (29%).  Пустеет дно океана в результате чрезмерного вычерпывания донных видов рыб. Океан нуждается в предосторожном подходе и  рыбовоспроизводственной помощи человека. При этом, нельзя ущемлять приоритет коренного населения прибрежных территорий на доступ к водным биоресурсам, традиционно являющимся основной их рациона питания и жизнедеятельности. В противном случае будет подорван баланс, заложенный природой.

Одна из самых больших угроз, а возможно и трагедия будущего — это использование людьми морских животных, в частности дельфинов, морских котиков в военных целях и в работе спецслужб. Это направление, стартовавшее ещё в начале 20 века и практикующееся рядом стран, несёт в себе огромный деструктивный  потенциал для планеты, ибо возможность сотрудничества с Океаном дана человеку исключительно на равных правах и в мирных целях.

Океан-это великий водный путь, поэтому особое внимание мировое сообщество уделяет защите морской среды от всех форм загрязнения, в особенности от загрязнения моря с судов. Морские страны относятся к этому с пристальным вниманием, их государственная политика всегда жёстко на стороне экологии моря, на чём финансы не экономят. Лоцманские и экологические услуги в их портах – всегда в приоритете. Ведь экология моря находится в прямой зависимости от качества работы лоцмана, результатом которой является повышение уровня безопасности мореплавания, избежание аварий, а, следовательно, и разливов нефтепродуктов  в акваториях портов и на подходах к ним. К тому же, испокон веков в мире лоцманы считались элитой мореплавания, интеллектом флота. И по сей день страны с уважением относятся к этой древнейшей морской профессии.

Так, в США расходы на лоцманские сборы на Великих озёрах за последние годы выросли на 114%. А  к 2017 году Береговая охрана США, несмотря на протесты бизнеса, увеличивает их ещё на 58%. По американскому законодательству для всех морских судов, идущих по внутренним судоходным каналам Великих озёр лоцманская проводка обязательна. Лоцманские услуги оказываются тремя частными компаниями и периодически индексируются через федеральный закон. В 2016 году количество лоцманов увеличено, их оплата доведена до 326 000 долларов в год, плюс к этому американским лоцманам предоставляется удобный социальный пакет.

В России в силу нарушений законодательства о конкуренции и диспропорции тарифной политики лоцманские и экологические услуги оказались убыточны и имеют наименьший размер тарифа из всех портовых сборов. При том, что официальная инфляция с 2008 года составила порядка 80%, тарифы по лоцманскому сбору в портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Высоцк были проиндексированы лишь дважды в совокупности на 32%. Кроме того на отечественном рынке лоцманских услуг процветает дискриминация негосударственных лоцманских организаций, которые доведены государством до предбанкротного состояния. На этот аспект нужно обратить особое внимание с тем, чтобы не получилось как в былые времена с российскими учёными и специалистами, когда в 90-е годы интеллект нации оказался не нужен государству и многие наши учёные и специалисты вынуждены были уехать за океан.

Не лучше обстоят дела у нас и на рынке бункеровочных компаний – в секторе основном, как в части развития судоходства, так и последствий для моря. Количество требований к бизнесу возрастает в геометрической прогрессии, на что тратятся немалые финансы, которые до океана порой и вовсе не доходят, утекая либо в карманы чиновников, либо в далёкие от практики и дублирующие друг друга проекты и бумаги. Чего только стоит новоиспечённая государственная экспертиза планов ЛАРН! В результате бункеровочный рынок сегодня в России схлопывается. За последний квартал сокращение произошло аж в 3 раза по сравнению с предыдущим годом. А когда случается разлив – практики действуют по совершенно далёкому от этих требований алгоритму, а денег на ликвидацию разлива как всегда не хватает.

В 2011-2012 гг. стало известно о выпущенной в океан американской лабораторией новой бактерии Синтия, разъедающей всё на своём пути, которая предназначалась для поедания нефтяных пятен, но вскоре начала питаться всем, что попадается по течению. В результате в Мексиканском заливе сообщалось о жертвах среди морских животных и людей. Позднее Синтия попала в Гольфстрим, омывающий Европу. Такие неудачные эксперименты в итоге приводят к трагедиям и возникновению новых опасных вирусов на планете, о которых в последнее время мы слышим всё чаще.

В заключение отмечу, что пристального внимания сегодня требуют первозданная уязвимая природа Арктики и Антарктики в части  регламента прохода судов и коммерческого рыболовства в этих ранимых акваториях. Немало опасений вызывает и в целом «творчество» человека в океане, в том числе неизбежное массовое наступление  аквакультуры.