21 апреля 2016 года в Великом Новгороде в конференц-зале Управления Росприроднадзора РФ по Новгородской области состоялось 13-ое заседание бассейнового совета Баренцево-Беломорского и Балтийского бассейновых округов. На совете были очень интересные доклады. Выступающие рассказывали об экологической ситуации на озерах — Ладога, Ильмень, Чудское озеро, Онега, а также на больших и малых реках региона. Обсуждались вопросы экономического характера, взаимодействия субъектов  РФ и многое другое. С одним из докладов по теме: «Эколого-экономический подход к решению проблемы берегоукрепления Финского залива», вызвавшим живой интерес слушателей, выступил директор петербургской компании «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Жигульский. Публикуем его полностью. 

Редакция газеты «Общество и Экология» — www.ecogazeta.ru — готовит материал о прошедшем событии.

Береговая линия восточной части Финского залива

Современное геолого-геоморфологическое развитие береговой зоны Финского залива характеризуется специфическими морфолитодинамическими процессами, которые происходят в постоянно и резко изменяющейся гидрометеорологической обстановке, особенно в ее экстремальных проявлениях. Общая протяженность береговой линии восточной части Финского залива в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области – более 800 км.

В восточной части Финского залива к группе берегов, сформированных субаэральными и тектоническими процессами и мало измененных морем, относится берег Выборгского залива (от государственной границы до п-ова Киперорт). К группе берегов, формирующихся преимущественно под воздействием неволновых факторов, относятся берега устьевых участков крупных рек.

На остальном протяжении Финского залива берега сформированы преимущественно волновыми процессами. Наиболее распространен подтип выравнивающихся абразионных валунных берегов, выделяются также небольшие по протяженности участки выровненного абразионного берега (м. Флотский – м. Песчаный), выровненного аккумулятивного берега (от пос. Солнечное до Сестрорецка и в восточной части Нарвского залива), вторичнорасчлененного абразионно-аккумулятивного бухтового берега (в районе пос. Бол. Ижора). Берега восточной части Невской губы испытали настолько значительное антропогенное воздействие, что могут быть отнесены к техногенному типу.

Интенсивность размыва (абразии) берегов восточной части Финского залива неодинакова. Северный берег Финского залива, относящийся к шхерному типу, стабилен. Относительно стабильны также берега Копорской и Лужской губ, за исключением зоны активного техногенного воздействия в районе строительства порта Усть-Луга. На наиболее ценных в рекреационном отношении участках береговых зон (Курортный район Санкт-Петербурга, Невская губа, южный берег Финского залива в районе пос. Бол. Ижора) преобладают процессы абразии и отступания береговой линии. Активной литодинамикой характеризуется южная береговая зона залива в районе пос. Лебяжье – Бол. Ижора.

Процессы береговой абразии в пределах Санкт-Петербурга

Протяженность береговой линии восточной части Финского залива в пределах административной границы Санкт-Петербурга – около 140 км.

Суммарная протяженность береговой линии Финского залива в черте Санкт-Петербурга, потенциально подверженной абразии, с внешней стороны Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) – около 53 км.

Особую обеспокоенность вызывает разрушение берегов Курортного района Санкт-Петербурга.

По данным ВСЕГЕИ береговая линия Финского залива на территории Петербурга ежегодно отступает на 0,25−0,5 м/год.

В письме губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко в адрес председателя правительства Д.А. Медведева об острых проявлениях негативных экзогенных геологических процессов на северном и южном побережьях Финского залива дан следующий прогноз: к 2025 году за счет воздействия опасных геологических процессов в береговой зоне Финского залива Санкт-Петербург потеряет 3,5 тыс. га земель. Пораженность берегов залива негативными процессами достигает минимально – 33,9%, максимально – 72%». Сильнее всего пострадают Зеленогорск, Комарово, Репино, Петергоф, Серово, Смолячково, Сестрорецк, Ломоносов.

По нашим подсчетам прогнозы несколько преувеличены – учитывая среднюю скорость отступания берега 0,5 м/год, берега, потенциально подверженные абразии, в пределах Санкт-Петербурга за 10 лет потеряют около 30-60 га.

Искусственно образованные земельные участки в Невской губе Финского залива

Наряду с потерей земель в результате разрушения берегов, в настоящее время создаются значительные площади искусственных земельных участков. За последние 15 лет в акватории восточной части Финского залива образовано около 500 га намывных земель. В основном, это портовые комплексы. Кроме того, согласно Генеральному плану города общая площадь территорий, которые могут быть образованы в Санкт-Петербурге, составляет около 1-1,5 тыс. га. Они будут расположены практически по всей акватории Невской губы: в Кронштадте, Лисьем Носу, на Крестовском и Васильевском островах.

Концепция по берегозащите восточной части Финского залива

Первым этапом решения проблемы берегозащиты побережья Финского залива в 2015 году стала разработка Генеральной схемы берегозащиты Курортного района, выполненной по заказу Комитета по природопользованию.

Планируется, что на пять самых проблемных «курортных» пляжей Финского залива будет завезен новый песок объемом 1 219 800 м3. Каждые 300 м предполагается установить волноломы и поперечные буны – инженерные сооружения, которые должны гасить волну и удерживать песок от вымывания. Песок на восстанавливаемые участки предполагается завозить из карьера «Воронцовское», который расположен в среднем на расстоянии 27 км от береговой полосы. Стоимость работ по разработке и перевозке грунтов из карьера составляет в среднем 50% от общей стоимости.

Аварийный участок в районе пос. Александровская также требует осуществления берегозащитных мероприятий. На данном этапе он не был включен в Генеральную схему, так как на данном участке акватории планируется создать новый искусственный земельный участок (проект «Новый берег»).

Использование и размещение незагрязненных грунтов дноуглубления

Общий объем дноуглубления в Финском заливе за последние 15 лет составляет около 200 млн м3. Кроме того, ежегодно проводятся работы по поддержке глубин на внутренних водных путях в значительных объемах. Точная информация в настоящее время отсутствует.

Основным направлением использования незагрязненных грунтов дноуглубления является закладка их в тела образуемых территорий. Так, за последние 10 лет в Невской губе для этой цели было использовано ~10 % извлекаемого грунта, а в морском торговом порту “Усть-Луга” –  ~30 %.

Не пригодные для формирования территорий грунты сбрасываются в подводные отвалы. За последние 10 лет было сброшено более 126 млн м3 грунта.

В настоящее время в Финском заливе насчитывается 8 подводных отвалов, среди которых действующими являются 3. Самым крупным из них является подводный отвал в районе маяка Толбухин.

Альтернативные варианты использования грунтов дноуглубления

Для рекультивации выработанных подводных месторождений полезных ископаемых с целью восстановления:

  • нарушенных подводных ландшафтов;
  • ценных биотопов, утративших исходные качества (высокое биоразнообразие, нерестово-выростные участки и т.д.) (например, Северная и Южная Лахта)

При сооружении гидротехнических сооружений (ГТС) природоохранного назначения, формирующих миграционные стоянки птиц:

  • Искусственные острова (основание из рваного камня покрывается слоем чистого песка дноуглубления; компенсация утрачиваемых участков миграционных стоянок и гнездования птиц, регулирование гидрологических условий; экранирование птиц от визуальных раздражителей);
  • Образование искусственных отмелей (создание условий для формирования миграционных стоянок перелётных околоводных и водоплавающих птиц).

В качестве защиты, укрепления и восстановления береговой линии.

Ремонтное черпание (реконструкция) гавани и подходного канала комплекса яхт-клуба «Терийоки»

В качестве примера использования грунтов дноуглубления можно привести работы на территории яхт-клуба «Терийоки».

Район производства гидротехнических работ – прибрежная акватория Финского залива в г. Зеленогорске, от ул. Пляжевой до ул. Гаванной, находится в непосредственной близости от аварийных участков Курортного района, которые входят в генеральную схему берегозащиты Курортного района. Участок представляет собой искусственную гавань, защищенную Г-образным молом и подходной канал.

Общий объем дноуглубительных работ составил:

2006 – 35 тыс. м3;

2007 – 70 тыс. м3

2010-2011 гг. – 23 тыс. м3.

Весь выбранный грунт при производстве дноуглубительных работ  с помощью земснаряда транспортировался на действующий морской подводный отвал в районе маяка Толбухин.

По результатам инженерных изысканий донные отложения в районе производства дноуглубительных работ относятся к «чистой» категории загрязнения и по своим физико-механическим свойствам вполне могли быть рационально использованы для создания ИЗУ и берегоукрепления.

В дальнейшем при производстве ремонтных дноуглубительных работ на акватории яхт-клуба «Терийоки» извлеченные грунты следует использовать для берегоукрепления аварийных участков побережья Курортного района.

Ремонтные дноуглубительные работы в устье реки Вуокса для обеспечения судоходства в районе причала ОАО «Лесплитинвест»

Еще одним примером использования грунтов дноуглубления в качестве берегоукрепления являются ремонтные дноуглубительные работы на внутренних водных путях, в частности в устье реки Вуокса. Участок производства ремонтных дноуглубительных работ расположен в Приозерском районе Ленинградской области в фарватере устьевого участка северного рукава р. Вуокса.

Объем ежегодно извлекаемого и перемещаемого в подводный отвал донного грунта составляет 20 тыс. м3.

По результатам инженерных изысканий донные отложения в районе производства дноуглубительных работ относятся к «чистой» категории загрязнения. Участок производства данных работ находится на значительном расстоянии от аварийных участков Курортного района, подлежащих берегоукреплению, однако рациональнее было бы использовать грунты дноуглубления в качестве защиты берегов Финского залива от абразии, чем сбрасывать их в отвал. Кроме того, для этого целесообразно создать отсутствующую в настоящее время информационную базу по местам и объемам дноуглубления на внутренних водных путях.

Варианты берегоукрепления

Существуют несколько вариантов берегоукрепления:

  1. Строительство набережных, облицованных камнем, как у Невы в центре Санкт-Петербурга. Решение, оптимальное для города, но не подходящее для морского побережья с пляжами и дюнами.
  2. Установка берегозащитных сооружений в виде волноломов или бун, выступающих в море. Применяемые на ряде участков методы «жесткой» берегозащиты (стенки из природного камня, бетонные откосы, глыбовые отсыпки вдоль береговой линии) неэффективны и постепенно приводят к полной деградации пляжей.
  3. Создание искусственных земельных участков.

Создание искусственных земельных участков

В последнее время в мире все шире применяются новые пространственно-конструктивные решения берегозащиты, основанные на тех же принципах что и вдольбереговые волноломы, но, благодаря комплексному подходу обладающие преимуществами с точки зрения экологии и рекреационного использования береговой зоны – искусственные мысы, островные берегозащитно-рекреационные комплексы, искусственные рифы и т.д.

Искусственные мысы предназначаются как для восстановления, расширения и стабилизации естественных пляжей при наличии насыщенного вдольберегового потока наносов, так и при создании искусственных пляжей между мысами за счет пляжеобразующего материала, доставляемого на защищаемый участок побережья извне. Наиболее эффективно их применение на прямолинейных участках морских побережий с песчаными наносами.

Создание островных берегозащитно-рекреационных комплексов в мелководной прибрежной зоне моря на искусственных основаниях обеспечивает сохранение уникальных береговых ландшафтов и ценных земельных ресурсов, а также существующих или вновь создаваемых пляжей.

В случае, когда литодинамические особенности береговой зоны приводят к слишком быстрому размыву искусственных пляжей (в частности, в условиях резкого дефицита наносов), рекомендуется создание искусственных пляжей в комплексе с пляжеудерживающими сооружениями. Применение пляжеудерживающих сооружений обеспечивает стабилизацию и долговечность искусственных или естественных пляжей.

Инвестиционный проект «Новый Берег»

Новый искусственный земельный участок, который может служить защитой от разрушения береговой полосы в районе пос. Александровская, планируется создать в рамках инвестиционного градостроительного проекта «Новый Берег».

Общая площадь территории нового градостроительного образования – более 500 га. Граница нового комплекса объединяет существующие территории общей площадью 144 га, искусственно создаваемые территории побережья Финского залива в районе Тарховской бухты (северная планировочная зона) и на участке от Тарховского парка до Комплекса защитных сооружений общей площадью 377 га (южная планировочная зона).

Протяженность образуемой береговой линии более 5,5 км.

На новых землях в Курортном районе под Сестрорецком планируется строительство 3,5 млн м2 недвижимости. 

Разработанный проект предусматривает, что территория нового района состоит из четырех островов, которые разделены каналами в широтном и меридиональном направлениях, обеспечивающих необходимые параметры водных потоков. При этом обеспечение надежности и эффективности берегозащитных мероприятий становится одной из основных задач.

Проектом предусмотрена защита береговой полосы с применением берегозащитных инженерных сооружений, а также с использованием искусственных песчаных пляжей.

Для инженерной защиты от затопления и подтопления образуемых территорий, предназначенных под жилую застройку, предусмотрено устройство защитной дамбы от берега Тарховского лесопарка до дамбы Д-11 КЗС высотой более + 5.50 м.

Для предотвращения разрушающего воздействия волн на месте размываемого участка предполагается создание авандюн и искусственного земельного участка в непосредственной близости к береговой полосе.

Выводы

  1. В пределах административных границ г. Санкт-Петербурга имеются участки береговой линии протяженностью около 53 км, требующие неотложных мер по защите от абразионных процессов.
  2. Мировой опыт берегозащиты показывает, что наиболее эффективным методом берегозащиты является создание искусственных земельных участков, пляжей и островов рекреационного и природоохранного значения в непосредственной близости к разрушаемым берегам в комплексе с берегозащитными сооружениями.
  3. На акватории восточной части Финского залива и на внутренних водных путях ведутся различные дноуглубительные работы, а донные грунты в основном сбрасываются в подводные отвалы. Рациональнее и экологически целесообразнее было бы использовать незагрязненные грунты дноуглубления для воссоздания береговой черты и для создания ИЗУ, защищающих берега от абразии.

Предложения:

  • создать банк данных с информацией о геологическом строении и степени загрязненности грунтов, а также об объемах и местах дноуглубительных работ в акватории Финского залива, водоемах и водотоках Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • разработать эколого-экономические механизмы использования грунтов дноуглубления;
  • координировать деятельность по созданию ИЗУ с мероприятиями по защите береговой черты.

Спасибо за внимание!

Материал газеты «Общество и Экология»