1. Арендаторы и лесовосстановление

         Проблемы:

1) Лесозаготовители обязаны за свой счет заниматься лесоохраной и лесовосстановлением. Лесовосстановление требует не только денежных затрат, но и наличия технических средств и соответствующих специалистов. При этом для того, чтобы выиграть аукцион и стать лесозаготовителем, не обязательно подтверждать наличие всего необходимого для проведения охраны и восстановления леса – достаточно просто не быть банкротом и вовремя внести задаток. Штраф за невыполнение лесовосстановления (всего 10 тыс. руб.) их не пугает, поэтому аукционы зачастую выигрывают те, кто не имеет реальных возможностей для лесовосстановления, а это приводит к пожарам, заболеваниям почв и лесных насаждений и т.д.

2) На сегодняшний день законодательство требует вести лесовосстановительные работы только на тех участках, которые были сданы в аренду для заготовки леса. Если участок был сдан в аренду для других целей и там лес не вырубался, закон не требует от его арендатора проводить лесовосстановление. По сути, часть леса вырубается без компенсации.

         Предложения:

1) Предусмотреть в Лесном кодексе РФ более жесткие требования к потенциальным арендаторам, включающие обязанность подтверждения возможности для выполнения лесоохранных и лесовосстановительных работ.

2) Повысить административный штраф за нарушение правил лесовосстановления и приравнять его к двойному размеру суммы, необходимой для завершения невыполненных лесовосстановительных работ.

3) Внести в статью 62 Лесного кодекса РФ изменение, предусматривающее обязательность проведения лесовосстановительных работ всеми лесопользователями, даже если лесной участок был взят в аренду не для заготовки древесины, а для других целей. При этом лесовосстановительные работы должны вестись на лесных участках, предусмотренных для лесовосстановления или лесоразведения в лесном плане субъекта Российской Федерации.

  1. Региональный лесной надзор

Проблема:

Региональные органы власти, осуществляющие государственный лесной надзор, имеют право проводить проверки и возбуждать дела об административных правонарушениях только в пределах земель лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. При этом хранение и сбыт значительной части незаконно заготовленной древесины осуществляются через пункты приема и отгрузки древесины, которые находятся вне земель лесного фонда. Таким образом, лесонадзорные органы не могут осуществлять там проверки и принимать соответствующие меры. Такими полномочиями обладает полиция, но в силу ограниченности ресурсов она не справляется с такими нарушениями.

Предложение:

Расширить полномочия региональных органов лесного надзора, наделив их правом на привлечение к ответственности нарушителей лесного законодательства, ведущих деятельность вне земель лесного фонда.

  1. Конфискация орудий преступления

Проблема:

Существующее законодательство предусматривает недостаточно жесткие меры воздействия на «черных лесорубов». В частности, в нем отсутствует норма о возможности конфискации используемой ими техники вне зависимости от права собственности на нее. Как правило, недобросовестные лесозаготовители используют арендуемую технику, поэтому она переходит «из рук в руки» и становится орудием новых правонарушений.

Предложение:

Исключить возможность возврата изъятой техники, при помощи которой осуществлялись незаконные рубки, до окончания следствия либо до вынесения приговора судом. Это право должно распространяться и на не принадлежащую нарушителям технику. Например, на взятую в аренду.

  1. Лесные пожары

Проблемы:

1) На сегодняшний день все регионы РФ получают средства на проведение противопожарных мероприятий примерно в одинаковом объеме, в то время как ряд регионов испытывает более существенные проблемы с лесными пожарами и, соответственно, нуждается в большем государственном финансировании.  

2) В Правилах тушения лесных пожаров нет указаний о сроках регистрации сообщений о лесных пожарах и передаче сведений о них в правоохранительные органы. На практике это нередко приводит к бездействию лесничеств или к несвоевременной передаче ими сообщений о пожарах.

         Предложения:

1) Внести изменения в Методику распределения средств и ресурсов между субъектами РФ и федеральным центром, предусматривающие полную привязку к региональной специфике каждого субъекта.

2) Внести дополнения в Правила тушения лесных пожаров, установив срок регистрации органами лесного хозяйства сообщений о лесных пожарах и передаче сведений о них в правоохранительные органы.

  1. Транспортировка древесины

Проблема:

Государственный контроль оборота продукции лесной промышленности осуществляется за счет предусмотренных в Лесном кодексе РФ требований, предъявляемых к транспортировке древесины, учету сделок с ней, заполнению деклараций и порядку их предоставления. Существует специальный перечень видов древесины, на которые распространяются эти законодательные требования.

При этом остальные продукты деревообработки, не включенные в этот перечень, такие как пиломатериалы (доски, брусья и т.д.), не декларируются и могут транспортироваться без сопроводительных документов. Этой лазейкой пользуются мошенники, которые освобождают древесину от бремени декларирования посредством ее обработки.

         Предложение:

Дополнить пиломатериалами (досками, брусьями и т.д.)  перечень видов древесины, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

  1. Заготовка населением древесины для собственных нужд

Проблема:

Российские граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд (например, для отопления) на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Но самостоятельная заготовка древесины является достаточно сложной процедурой. (Она включает в себя получение информации о наличии древесины, оформлении заявки, заключение договора и оплату через банк, обнаружение выделенных в рубку деревьев в лесу, организацию рубки и вывоза древесины с соблюдением правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами, сдачу участка рубки и закрытие договора, распиловку заготовленной древесины и другие операции.)

Помимо прочих сложностей для граждан, проживающих в отдаленных от выделенного участка леса территориях, в результате выполнения этой процедуры конечная стоимость продукта может оказаться еще и выше стоимости дров, которые они могли бы просто купить. Не имея в распоряжении трактора, самосвала и лесовоза, население сталкивается с невозможностью заготовки древесины для собственных нужд.

Данная проблема имеет особую актуальность для заготовителей древесины, относящихся к социально незащищенным категориям граждан (пенсионеры, инвалиды и пр.), не способным самостоятельно осуществить доставку и не располагающим необходимыми для этого средствами.

Предложения:

1) Необходимо обязать специализированные государственные учреждения субъектов РФ  доставлять вырубленную древесину до социально незащищенных категорий потребителей (пенсионеры, инвалиды и др.) путем включения данного пункта в типовую форму договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

2) Ввести в Лесной кодекс РФ определение понятия «валежник» (сухие сучья, деревья, упавшие на землю) и законодательно разрешить уборку валежной древесины населением в незначительных объемах без длительной процедуры оформления.

  1. Общественный контроль

Проблема:

В законе «Об охране окружающей среды» содержатся пункты об общественном экологическом контроле со стороны граждан и некоммерческих организаций. Его результаты, представленные в органы власти, подлежат обязательному рассмотрению. К сожалению, порядок проведения такого контроля до сих пор законом не установлен. При недостаточной численности сотрудников органов государственного экологического надзора введение института общественного экологического контроля позволит более эффективно решать вопросы охраны окружающей среды.

Предложение:

Внести в законодательство нормы о создании и функционировании общественных инспекций по охране окружающей среды.

  1. Байкал

Проблема:

В результате текущего уровня реализации федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.» сохраняется высокий уровень техногенной и в целом антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию.

Одним из главных антропогенных факторов, который влияет на экологическое состояние Байкальской природной территории, является загрязнение окружающей среды токсическими веществами и биореагентами.

Источниками высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод бассейна озера Байкал, а также донных отложений озера являются: крупные  промышленные предприятия и коммунальное хозяйство, расположенные в бассейне Байкала; отсутствие сформированной системы обращения с отходами производства и потребления; сброс неочищенных сточных вод в силу разрушения или отсутствия очистных сооружений, а также сброс в озеро фекальных и подсланцевых вод с многочисленных судов.

Крайне негативное влияние на состояние экосистемы озера Байкал оказывает сложная гидрологическая обстановка, которая характеризуется существенным снижением отметок уровня озера из-за длительного маловодного периода и которая может осложниться в связи с реализацией проектов строительства ГЭС «Шурен» и иных гидротехнических сооружений на реке Селенга и ее притоках в Монголии. Отсутствие современных комплексных научных исследований влияния негативных факторов повышенной антропогенной нагрузки, геологических процессов, гидрологической обстановки, возведения данных объектов на экосистему озера Байкал не позволяет прогнозировать динамику его состояния.

Предложения:

1) Осуществить срочные меры для обеспечения населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных на побережье озера Байкал и в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, эффективными технологиями очистки сточных вод.

2) Приостановить реализацию проекта ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината  и санации промплощадки до завершения полного, открытого для ученых и общественности анализа проекта с целью установления степени обоснованности его экологической безопасности для Байкальской природной территории  и озера Байкал.

3) Провести исследования причин, факторов и последствий эвтрофикации мелководной и заплесковой зон озера Байкал, поражения моллюсков и байкальских эндемичных губок.

4) Разработать предложения по внесению изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.» в части расширения тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе:

      – исследований гидрохимических и гидробиологических процессов в водной толще и донных отложениях в прибрежной зоне озера Байкал и в районах интенсивного антропогенного воздействия;

      – исследований состояния озера Байкал и влияния негативных антропогенных и природных факторов на его устойчивость, в том числе с учетом работ по оценке возможных рисков изменения уровня озера Байкал, подтопления и затопления территорий бассейна рек Селенга, Ангара, а также экологических рисков для озера Байкал и Байкальской природной территории в связи со строительством ГЭС «Шурен».