Представители петербургского регионального отделения Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент России Владимир Путин, по многочисленным жалобам родителей детей с ограниченными возможностями, провели мониторинг эффективности работы местного фонда социального страхования (ФСС). Жители северной столицы неоднократно высказывали недовольство техническими средствами реабилитации (ТСР), которые предоставляются малышам с ограниченными возможностями здоровья не просто с нарушением сроков, но и совершенно не приспособлеными для повседневного использования.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ТСР относятся устройства, технические характеристики которых предназначены для того, чтобы компенсировать или полностью устранить стойкие ограничения жизнедеятельности. Сюда входят не только протезы, обувь и одежда, но и специальные средства для ухода и самообслуживания, общения, обучения и работы, спортивное оборудование и инвентарь, а также специальные средства для передвижения. Назначают определённые виды ТСР в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) специалисты учреждений медико-социальной экспертизы. При этом они руководствуются утверждённым правительством федеральным перечнем реабилитационных услуг и средств реабилитации. Предусмотренные ИПРА средства реабилитации предоставляются инвалидам территориальным отделением фонда соцстраха по месту жительства бесплатно.

В одном из обращений, поступивших в адрес Народного фронта в Петербурге от родителей четырехлетней Маши сообщается, что после тяжёлого заболевания у девочки появились приступы эпилепсии. В марте 2015 года ей выдали ИПРА согласно которой ребёнку должны были предоставить целый ряд устройств, среди которых прогулочное кресло-коляску, стул с санитарным оснащением, специальные ходунки и корректор осанки, а также направить в санаторий на лечение. Самостоятельно приобрести перечисленные средства реабилитации семья пока не может – работает только отец. В итоге, несмотря на наличие индивидуальных антропометрических и функциональных особенностей, которые необходимо учитывать при выборе подходящего ТСР, в том числе для предупреждения возникновения травм, из всего назначенного перечня ФСС предложил семье лишь коляску и санитарный стул, которые не соответствовали индивидуальным потребностям ребёнка и были несоразмерны.

В ФСС аргументировали отказ в предоставлении положенной коляски трудностями в организации госзаказа на приобретение штучного изделия, предназначенного исключительно для конкретного инвалида и отсутствием средств в бюджете, а отсутствие детского стула – полной дезорганизацией госзаказа. После отказа родителей от неподходящего устройства, специалисты девочку с очереди и вовсе сняли, лишь включив в очередь на санитарно-курортное лечение, которая должна подойти через 2 года.

«По сути фонд лишает детей гарантированных государством средств реабилитации, соответствующих их индивидуальным потребностям, и ничего не предлагает взамен, существенно нарушая их права» – рассказал представитель регионального отделения ОНФ в Петербурге Александр Абдин. «Проведенный общественниками анализ нормативных документов и правоприменительной практики показал, что бюро медико-социальной экспертизы редко включают в ИПРА подробные характеристики средств реабилитации. Из-за этого в фонде предлагают те изделия, которые подходят лишь формально – по названию» – подчеркнул Абдин.

Эксперт ОНФ рекомендует гражданам: если в ИПРА закреплены особые характеристики необходимого устройства, следует добиваться от ФСС проведения конкретной единичной закупки изделия именно с такими характеристиками.

Эксперт ОНФ по делам инвалидов, член рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» Александр Лысенко так оценил сложившуюся ситуацию: «Полностью поддерживаю питерских фронтовиков. Случай далеко не единичный, такой подход к обезличенному обеспечению инвалидов средствами реабилитации встречается и в других регионах. Это определяется двумя ключевыми факторами. Во-первых, некомпетентностью специалистов уполномоченных органов, к которым в некоторых регионах, кроме ФСС, относятся органы социальной защиты населения По закону они обязаны исполнять ИПРА инвалида в пределах федерального перечня — только для инвалида ИПРА носит рекомендательный характер. Второе. Индивидуальные параметры средств реабилитации, установленные в ИПРА врачами МСЭ – это не их прихоть. Выявление индивидуальных потребностей инвалида или ребёнка-инвалида является одной из главных целей реабилитационно-экспертной диагностики. Почему-то никого не удивляет тот факт, что люди нуждаются в обуви и одежде разных размеров. Но если речь заходит о креслах-колясках для инвалидов, сразу же возникают трудности и проблемы. Срабатывает исключительно человеческий фактор: либо плохо организованные госзакупки, либо нежелание затрачивать дополнительные усилия при исполнении своих служебных обязанностей. Почему в тех же региональных отделениях ФСС, например, во Владимире или в Калуге, таких проблем не возникает?»

В настоящий момент общественники готовят обращение к фонду социального страхования с требованием прекратить дискриминацию инвалидов и перестать лишать больных детей права на положенные им по закону технические устройства, направленные на социальную адаптацию и интеграцию.

Пресс-служба ОНФ Санкт-Петербурга